Держательница воды Ведява,
Держательница воды серебряная!
В представлении разных народов вода является панацей от многих болезней и недугов. Эрзяне также ценили лечебные свойства воды и всегда обращалась за помощью к великой богине-держательнице воды – Ведьаве.
Ведьава считалась божеством женского рода, хозяйкой воды, покровительницей плодородия, а также любви, брака и деторождения. В ней воплотились традиционные представления народа о воде как стихии, с одной стороны, дающей жизнь земле и живым существам, с другой постоянно угрожающей человеку. Считалось, что вода и духи, обитающие в водоёмах, могли не только исцелять человека, но и подорвать его здоровье. Так, обитающий в воде водяной злой дух, водяной шайтан - Ведь-шайтян, мог причинить вред, наслать болезнь, утопить, принести смерть. Поэтому опасным считалось падение в воду. Если женщина случайно упала в воду, то ей могло попритчиться. Особенно тяжёлые последствия могли быть для беременной женщины, так как она могла потерять ребёнка. В таких случаях обращались за помощью к знахарке. Она лечила больную на берегу реки: расстилала холст, клала на неё пирожок, серьги, кольцо, ленточки. Обращаясь к Ведьаве, она просила простить больную, если она нечаянно «ушибла» богиню воды. Слова заговора-обращения произносились три раза, в каждом случае знахарка отдавала принесённые дары:
кидала в воду пирожок, серьги, кольцо, ленточки.
Были разные болезни, причиненные водой, которые лечились заговорами. При бесплодии и болезни от соприкосновения с водой лечили по-разному: некоторые знахарки лепили куклу из теста или делали её из тряпок и со словами заговора бросала её в воду. Таким образом, при исполнении этого ритуала Ведьава якобы исподволь пожирала больную ипостась человека.
Универсальным ритуалом считалось хождение за «ведьпря» -зачатком, верхушкой, головой воды. «Ведьпря» - это первая вода, черпаемая из источника, реки или колодца, которая бралась рано-рано утром, пока никто не притрагивался к водоему. Один из исследователей эрзянского края так описывал этот ритуал: «… эрзя ходят за зачатком воды, который хорош от всевозможных болезней. Пойдёт старушка на воду и начнёт молиться. После просьбы, обращённой к Ведьаве, знахарка обязательно благодарила богиню-покровительницу за помощь».
В представлении эрзян вода освобождает как от физических, так и от психологических заболеваний. Водой успокаивали расстроившегося взрослого человека, расплакавшегося ребёнка, предавшегося унынию женщину.
Особое место в жизни эрзи занимали и занимают родники – «лисьмапря». Раньше их было больше, и они были более ухоженными, так как являлись источниками исцелений.
Именно из родника в основном носили «ведьпря». Для некоторых ритуалов нужно было набрать воду из семи источников.
В наше время многие родники высохли, многие не ухожены. Существуют такие родники и другие водоёмы, вода в которых, по мнению эрзи, неблагоприятна для людей. Названия этих водных источников говорят сами за себя, например, Раужо лисьма – Чёрный колодец.
Понравилась запись? Подпишитесь, если еще не подписаны.
Поделитесь с друзьями пожалуйста этой записью.
⚪Мы в Вконтакте https://vk.com/publicmastor 🔵Мы в Телеграмме https://t.me/+Y57kn48PSAQyZDFi 🟡Мы в Мой мир https://my.mail.ru/community/erzanmastor/?ref= #Эрзя #Эрзяне #Мордовия #культура #история #финноугры #народ #этнос
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев