Премьера картины, ставшей поистине народной (а только по народным фильмам создают анекдоты) прошла 11 августа 1973. Картина настолько понравилась зрителям, что они завалили Останкино письмами, прося и требуя повторить шпионский сериал. Удивительный факт в истории мирового телевидения – повторный показ фильма состоялся уже через три месяца.
По информации Гостелерадио СССР в 1973 году картину посмотрели, в общей сложности, более 200 миллионов зрителей. Лента настолько захватила граждан Советского Союза, что во время её трансляции улицы городов пустели – всё внимание людей в это время было приковано к телевизионным экранам. Во время показа коммунальные службы фиксировали уменьшение потребления воды и электричества.
Ещё до того, как Лиознова решила снимать фильм «17 мгновений весны», Юлиан Семёнов продал сценарий на Ленфильм. Но Татьяна Михайловна была настолько очарована книгой, что убедила Семёнова вернуть деньги Ленфильму и передать сценарий студии им. Горького.
Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.
В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.
На роль советского разведчика претендовал актёр Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая. У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение
Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.
Любопытно, что на роль жены полковника Исаева пробовалась очаровательная актриса Светлана Светличная. Однако Татьяна Лиознова утвердила эту красавицу на роль влюбленной в Штирлица немки Габи. Ну а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок. На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно…
Ну а сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряжённый и сосредоточенный взгляд ему помогала таблица умножения! Когда ему нужно было сотворить умное фирменно-штирлицевское выражение глаз, то он просто начинал решать в уме арифметические примеры.
В знаменитых сценах, где Штирлиц глубокомысленно раскладывает на столе спички и рисует карикатуры на вождей Третьего Рейха, в случае крупных планов мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а ассистента художника фильма Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на кисти левой руки Тихонова имелась внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал ещё во времена дворовой юности. Сами понимаете, штандартенфюрер СС с русской наколкой «СЛАВА» ни дня бы не продержался на службе. Как говорится, никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу. Кстати, обратите внимание – во всех остальных случаях крупного плана руки Тихонова спрятаны в чёрные перчатки.
Забавно также, что художник Феликс Ростоцкий «сыграл» ещё и руки профессора Плейшнера. Всё дело в том, что исполнитель этой роли Евгений Евстигнеев имел отвратительный почерк и писал как курица лапой.
Гестаповца-провокатора Клауса, которого в фильме играл Лев Дуров, Штирлиц должен был убить в лесу под Берлином, для чего съемочная группа должна была выехать в ГДР. Для советского артиста поездка за рубеж была сродни выигрышу в лотерею. Для выезда Дурову оставалось лишь выполнить одну формальность – пройти собеседование в райкоме партии на предмет благонадежности. Но хулиган и баламут Лев Дуров всё испортил своими шутками. На вопрос о том, как выглядит советский флаг, весельчак Дуров ответил: «Череп и кости!» А в качестве столиц Союзных Республик упомянул Лондон, Париж и Брюссель. Актёр-юморист дошутился. Льва Дурова не только в ГДР не пустили, но и вообще на три года сделали невыездным. Пришлось киногруппе «убивать» Клауса где-то в подмосковном лесу.
Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.
Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает с собакой, на самом деле была полной импровизацией. Это хорошо видно по игре хвостатого актёра. Во время съёмок парковки машины, Вячеслав Тихонов, как было предписано сценарием, неторопливо вышел из автомобиля. И вдруг к нему подбежал пёс, который гулял с хозяином неподалеку. Актёр не растерялся, присел, протянул руку собаке и под прицелом камер, в образе Штирлица, спросил: «Чей же ты, дурашка?»… Пёс ткнулся в ладонь Тихонова и стал ласкаться. Татьяне Лиозновой очень понравилась эта милая сцена, и она решила включить её в финальный монтаж фильма.
На роль Мюллера было несколько кандидатур, к примеру, Всеволод Санаев. Но он от роли категорически отказался, заявив: «Я являюсь секретарем партийной организации «Мосфильма», поэтому фашиста играть не буду!». Леонида Броневого же в фильме «17 мгновений весны» пробовали на роль Гитлера. Однако воспротивилась жена Леонида Сергеевича, да и у него самого не было желания играть этот персонаж. Лиознову тоже эти пробы не убедили. И тогда и была предложена роль Мюллера, которая стала визитной карточкой актера и разошлась на цитаты. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» или «Верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне – можно!».
Также Мюллер запомнился одной, так сказать, «фишкой» – нервными подергиваниями головой в напряженные моменты. Забавно, что эта жестикуляция возникла случайно – оттого, что Броневому сшили мундир на размер меньше и узкий воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, Лиознова предложила его оставить. Она решила, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера.
Олег Табаков был утвержден на роль шефа Штирлица – начальника внешней разведки службы безопасности Вальтера Шелленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».
Очень интересна в фильме сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных. Если вы помните, она немая, под закадровый текст. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.
Глава СССР Леонид Брежнев, который одним из первых посмотрел отснятый материал, очень впечатлился и приказал разыскать разведчика Исаева, дабы представить его к высокой награде. Спустя девять лет, (а именно 28 июня 1982 года), за неимением реального прототипа орден Ленина и звание Героя Социалистического Труда Советского Союза вручили Вячеславу Васильевичу Тихонову.
Если нравятся такие публикации и для Вас они интересны и полезны, оставляйте любой смайлик в комментариях под видео, чтобы мы видели интересен ли такой материал. Спасибо
Упражнение для всех
Сохраняйте упражнение себе и делитесь с друзьями .
Пригодится
С разрешения автора Станислава Сущева. Группа его называется СИЛА ПОТОКА. Присоединяйтесь к группе и будьте здоровы !
Комментарии 3