Как проходил первый выход человека в открытый космос.
Сегодня, 18 марта, исполняется 57 лет со дня выхода человека в открытый космос - его совершил советский космонавт Алексей Леонов, полёт которого вместе с Павлом Беляевым на космическом корабле «Восход-2» продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полёт «Восхода-2» считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней (у Леонова и Беляева позывные были «Алмаз-1» «Алмаз-2»).
О необходимости работы человека в открытом космосе писал ещё Константин Циолковский. В середине 1920-х он размышлял и о скафандрах, и о системе шлюзования. Воплотивший идеи «калужского мечтателя» в жизнь главный конструктор Сергей Королёв понимал, что ничего опаснее, чем выход в открытый космос, в работе космонавтов, пожалуй, нет. Королёв считал этот эксперимент основой космической программы на много лет вперёд . Человек должен был научиться не только выживать, но и действовать в открытом космосе, в том числе — проявлять инициативу в критических ситуациях.
Решиться на это опасное предприятие долгое время не могли ни в СССР, ни в США. Не было ни подходящего скафандра, ни гарантии, что человек сохранит связь с кораблём и благополучно туда вернётся. Но советский конструктор был верен своему кредо: превращать фантастику в чертежи, а чертежи — в реальность, о которой торжественно сообщали всему миру наши дикторы — Юрий Левитан и Виктор Балашов.
Всё-таки первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Беляев и второй пилот майор Алексей Леонов.
Разумеется, всё держалось в строгом секрете. Состав экипажей огласили за два дня до полета, и подбирался он с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причём следует отметить, что участие Беляева в полёте первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Юрия Гагарина.
Последнее наставление Королёва запомнилось Алексею Леонову на всю жизнь: «Ты таи на рожон не лезь. Не мудри. Просто выйди из корабля, помаши нам рукой и назад». Сергей Павлович считал, что нужно немного охладить пыл Леонова, который любил рисковать.
⠀
Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защёлки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлёпал пальцем по защёлке. После очередного удара защёлка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.
⠀
Сам старт прошёл без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полёта казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа было почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.
⠀
Как только «Восход-2» перешёл в свободный полёт, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут Леонов вышел из неё в космическое пространство.
«Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: «А Земля-то круглая...», - вспоминал Алексей Леонов.
⠀
Все кувырки и повороты Леонова в открытом космосе в автоматическом режиме снимали на камеру. Чувствовал он себя в первые минуты хорошо, на эмоциональном подъёме. «В меня что-то попёрло. Звезды были и слева, и справа, и вверху, и внизу. И я находился среди звезд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам — частица этого гигантского мира, где живёт человек, как песчинка», — так он вспоминал свои впечатления от тех первых секунд в космосе.
⠀
Выход в открытый космос через шлюз не вызвал никаких затруднений - он начался над Чёрным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. В это время Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. И дальше последовал короткий доклад на Землю: «Всё сделано по плану. «Алмаз-2» готовится к входу».
⠀
Дальше последовал диалог:
«Алмаз-1»: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
«Алмаз-2»: Снял, снял крышку!
«Алмаз-1»: Понятно!
«Алмаз-2»: Вижу, вижу небо! Землю!
«Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!
⠀
И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала космонавту возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз так и не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жёстким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным... До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое, и скафандр немного уменьшился в размерах. После этого космонавт попробовал войти в шлюз головой вперёд, и это ему удалось! «Алмаз-2» закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.
⠀
«Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, - вспоминает Леонов. - Пульс дошёл до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса». Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.
⠀
С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нём считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.
⠀
После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полёта. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - в три раза, и дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.
⠀
Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвёл необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошёл неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчётным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.
Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Но космонавтам повезло: ничего не искрило. А аварии меж тем продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.
⠀
19 марта, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввёл в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. Поэтому, о том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.
⠀
При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась.
⠀
В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.
⠀
Приземление тоже оказалось не очень удачным - «Восход-2» зажало между двумя деревьями. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счёт передачи тепла от нагревшегося корпуса температура в кабине вскоре поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.
⠀
Как выяснилось позже, они приземлились в 180 км к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 км. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костёр.
⠀
Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».
⠀
Обнаружить «Восход-2» удалось только через 5 часов после приземления. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолёта, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице лётчикам было строго запрещено. Тогда пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолёт улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц...
⠀
Только 20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошёл глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолётов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет и улыбнётся: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».
⠀
После этого в долгой жизни Алексея Леонова чего только не случалось - и второй полёт, десятилетие спустя, и всемирная слава, награды, звания, художественные выпуски и книги... Но ничто не сравнится с теми счастливыми и тревожными минутами, когда он парил над Землей. Первый в мире. Единственный на планете
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
КОЛЕСО ИСТОРИИ https://ok.ru/group/70000007664896