Эта книга читается, как увлекательный роман. В то же время она дает богатую информацию о жизни и творчестве великого художника, жившего в Голландии в первой половине 17 века.
«Если уж говорить правду, художника привлекали теперь только 2 лица – его собственное, на котором застыло изумление перед всем, что он познал и выстрадал, и воображаемый лик Христа. Рембрандт отправлялся на поиски модели всякий раз, когда ему удавалось ускользнуть из дома.
Было уже 2 часа, когда он добрался до еврейского квартала и нашел стену, в тени которой можно было перевести дух. На глаза художника попался только один сюжет – старый нищий. Он стал набрасывать нищего. Но на лбу у него выступил пот, появилась боль в затылке и страх заболеть. Он подумал, что надо выпить воды и все пройдет. Пройти ему удалось всего 10-12 шагов, он остановился перед большим домом и опустился на ступеньку крыльца.
Незнакомец посмотрел сначала на художника, потом на рисунок.
- Я вижу вы рисуете нашего друга – вечного нищего, - сказал он. – И надо сказать, что вам удалось передать его ханжество. Могу я узнать ваше имя?
- Рембрандт ван Рейн
- Ну конечно, кто же еще способен сделать такое.
Незнакомец пригласил Рембрандта зайти в его дом. Он представился - Мигель де Барриос, и представил свою жену – Абигайль.
Жена принесла угощение для гостя. Она налила ему вино и пристально посмотрела на Рембрандта. Художник решил, что уже видел ее.
- Простите, госпожа, ваше лицо мне знакомо. Не встречались ли мы в каком либо доме?
- Нет, - ответила Абигайль, улыбаясь, - я твердо уверена, что вижу вас впервые.
Мигель сказал, что когда они поженились, то хотели заказать свои портреты, но именно у Рембрандта. Они пришли к его дому, но он был заколочен, и они не смогли его найти. Поэтому сейчас они обращаются к нему с этой просьбой.
- Да, да, напишите нас, маэстро! – подхватила мужа Абигайль
Рембрандт согласился, но пригласить их в свое убогое жилище он не посмел. Договорились, что он сам будет приходить к ним.
Портрет Мигеля де Барриоса художник написал быстро.
- Превосходно! Умоляю вас: больше ни одного мазка.
Рембрандт нуждался в этом одобрении и был благодарен. Разве может быть уверен в себе человек, который на седьмом десятке лет бредёт вслепую в неведомую страну, повинуясь лишь внутреннему голосу.
Мигель одиноко возник из мрака, был, казалось, не совсем материален. В его больших всевидящих глазах читалось нечто такое, что нельзя было передать на доступном разуму языке. Он был навечно запечатлен на полотне, но образ его говорил: «Взгляните на это преходящее чудо. На мгновение я здесь, а еще через мгновение я исчезну, и никто не знает – почему» Именно этот трагический смысл и придавал картине мрачное великолепие. Художник был стар, болен, и совершенство его работы казалось поэтому особенно невероятным. Кисть его была живым существом, продолжением его руки, она подчинялась его желаниям, прежде чем он сам успевал понять чего он хочет.
Первый сеанс с Абигайль начался неудачно. Словно мальчишка-ученик, еще не овладевший азами ремесла, он никак не мог добиться сходства. За первые полчаса он сделал 7 набросков, скомкал их и в отчаянии бросил на ковер. Он ничего не понимал. Всю жизнь он легко добивался сходства. Модель неподвижно сидела перед ним, а он не мог нарисовать то, что видел.
- Может быть вам хочется написать не меня, а кого-то другого? – полушутя спросила Абигайль. – Вспомните: когда вы пришли в первый раз, вы сказали, что уже видели меня. Может быть кого вы знали в детстве.
Рембрандт уставился на рисунки. Нет, этот образ не из детства, думал он. Этот образ относится к годам, когда кровь его была согрета вином любви, и плоть знала чего она хочет. На каждом рисунке он увидел черты женщин, которых знал и любил.
- Да это же все они сразу! – решил он
Художник принялся рисовать, не пытаясь больше отделить образ Абигайль от других образов, а наоборот, сознательно стремясь к тому, чтобы он вобрал их в себя, привел в гармонию и омыл светом поздней любви, бестелесной и ничего не требующей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
По-моему, Рембрант чуть ли не единственный художник, который к старости оказался в бедности. А книжку, помню, читала с большим интересом, и так жалко было Саскию...
И эта картина "Ночной дозор".... Художник видел её по-своему, но люди изображенные там остались недовольны. И кто был прав это вопрос. Художник смотрел с точки зрения искусства, а люди заплатили деньги, а себя многие можно сказать и не увидели, или увидели совсем не такими, какими хотели увидеть.
Книга интересная, но столько у Рембранта потерь было...