Двусложные размеры ямб и хорей похожи на метроном. Они четко, холодно и скучновато отщелкивают ритм. И были бы эти размеры примитивны, но в том-то и дело, что в чистом виде они редко встречаются. Нужно изрядно потрудиться, чтобы найти строки, где ямб и хорей четко соблюдаются. Для того, чтобы ябм и хорей нигде не искажались и четко отстукивали, нужно подбирать слова из двух слогов. Или по крайней мере строго чередовать односложные слова с трехсложными. В общем, создание стиха превращается в ребус и кроссворд. Слова-то в нашем языке всякие встречаются, и ударение в них может стоять где угодно. И если слово их трех слогов можно втиснуть в ямб и хорей, чередуя его с односложным, то уж слово из четырех слогов — никак не выйдет, не уместится. И Слава Богу!
Вся красота и гибкость наших ямба и хорея именно в этих нарушениях схемы, которые сами по себе представляют художественную ценность. Вот сегодня мы и рассмотрим эти случаи нарушения ямба и хорея — спондей и пиррихий.
***********
Итак поехали!
СПОНДЕЙ И ПИРРИХИЙ, КАК СЛАГАЕМЫЕ СТИХА
СПОНДЕЙ
В русском языке много односложных слов, на которые не может не падать ударение. Что получается, если такое слово окажется на безударном по схеме месте стиха?
Вот классический пример из стихотворения А.С.Пушкина:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Прочитаем строку обычным ритмом,
выделим заглавными буквами сильные по звучанию слоги.
ШВЕД, РУССкий — КОлет, РУбит, РЕжет.
По схеме ямба первый слог должен быть безударным, но в начале стоит односложное слово, которое без ударения не обходится. В результате возникает добавочное ударение в безударном месте схемы. Вот это внесхемное ударение и есть спондей.
СПОНДЕЙ — (греч. spondeios) в метрическом стихосложении стопа из 2 долгих слогов; в силлабо тоническом стихосложении стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением.
Спондей делает строку более жёсткой, придаёт ей динамичность и выразительность.
_______________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев