Р И Ф М А
На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о рифме. Но сначала я хотел бы обратить ваше внимание на то, что стихи и поэзия -- это ни одно и тоже.
Стихом можно изложить и статью, и должностную инструкцию, и даже приказ,- только это не будет поэзия.
Вообще, слово «поэзия», в переводе с греческого – «любое творчество».
В поэзии, не зависимо от того, как она написана – в столбик или в строку, преобладают чувства, переживания.
Поэзия может быть и в прозе: проза Бунина, поздняя проза Катаева – это поэтическая проза. Или «Мёртвые души» Гоголя, «Доктор Живаго» Пастернака.
Есть ещё такое понятие, как ЛИРИКА – это литература, выражающая настроение, эмоции и переживания автора.
РИТМ. РИФМА.
Ритм – это основа всего: мы ритмически дышим, ритмически сменяются день и ночь, ритмически качается маятник в часах, меняются времена года. Там, где есть ритм – там есть упорядоченность, там есть смысл, что организует текст в единое целое.
А рифма – это частное проявление ритма. Это повтор звуков, созвучие. Она создаёт ритмичность.
Рифма – это созвучие слов, которая в традиционной для русского языка силабо-тонической системе стихосложения встречается на концах слов, расположенных недалеко друг от друга.
Это мощнейший поэтический инструмент, который не следует недооценивать, но и без которого не было бы современной русской поэзии. Да, существует БЕЛЫЙ стих и даже ВЕРЛИБР (об этих жанрах мы поговорим позже), но в основном всех известных русских поэтов мы знаем, как мастеров рифмованного стиха.
Рифма обычно предполагает созвучие звуков на конце строки, начиная с ударного гласного и после него. Именно поэтому «берёзка – лирика» -- не является рифмой – здесь разные ударные гласные, а вот «практика-галактика», или «зайка – лужайка» -- это уже рифма.
Причём созвучие может быть и до ударной гласной, что делает рифму более интересной: «трава – сова» -- (рифмуются два звука). Эта рифма называется ДОСТАТОЧНОЙ.
БОГАТАЯ рифма – «награда – тирада» -- здесь совпадают уже четыре звука.
А «публика – республика» -- здесь совпадают уже семь звуков – это почти АБОНЕМИЧЕСКАЯ рифма.
Однокоренные рифмы.
«шёл – пришёл», «свет – рассвет», «одиноко – одинокий».
Хорошая рифма – это комбинация богатства и неожиданности.
Грамматические рифмы.
Все мы знаем, что существуют глагольные рифмы и что они чем-то плохи, и лучше не рифмовать глаголы. Это когда совпадают суффиксы и окончания слов.
На самом деле, глагольная рифма – это частный случай грамматической рифмы: «бурлачить – кулачить», «жил – старожил», «небесами – коврами», «повышать – дышать».
Но, помимо глаголов, в этой рифме есть и существительные, и прилагательные.
Чем плоха грамматическая рифма? Ну, прежде всего тем, что в наше время литературоведы считают её чуть ли не халтурой: «любил – кружил – душил – простил», «роток – лубок – носок».
Рифмы с опорой на корень.
«добром – разгром – велодром», «блеском – треском», «пустые – густые». Они похожи на грамматические, но здесь созвучие в корне. И они более оригинальны и глубоки, чем те, в которых созвучны только суффиксы и окончания.
ТОЧНЫЕ рифмы – когда концовки слов совпадают не только по написанию, но и по звучанию. И большинство из них частично использовалось поэтами.
БАНАЛЬНАЯ рифма – я думаю, что это все знают и без меня. Она считается дурным тоном, поэтому такие рифмы не желательно использовать. Это сразу выдаёт начинающего поэта: «морозы – розы», «кровь – любовь».
А вот «канал – узнал», «перо – старо», «нить – уяснить» -- звучат уже более интересно, чем точные рифмы одинаковых частей речи.
Есть также рифмы, где суффикс рифмуется с корнем и они более интересные, чем те, где суффикс рифмуется с суффиксом: «лист – пианист», «сок – поясок», « точек – носочек».
Начинающим авторам лучше избегать рифм глагола с глаголом, прилагательного с прилагательным или наречием.
Вот говорю это вам, а сам прекрасно знаю из своего литературного опыта, что выполнить все эти требования, порой трудно. Ведь даже у известных поэтом можно встретить эти нарушения.
НЕТОЧНЫЕ рифмы – техническая вершина у Маяковского, которую и сейчас поэты не могут достичь: «знаменитый – разбита», «сына – кручины», «нивах – счастливых», «пустыня – отныне», «широкой – потока».
АССОНАНСНЫЕ рифмы – частичное совпадение согласных звуков.
МУЖСКАЯ рифма – на один слог, ЖЕНСКАЯ – на два, ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – на три слога: «ночь – прочь», «правил – ставил», «поверьями – перьями».
СОСТАВНАЯ рифма – относится к приблизительным рифмам. Это когда созвучны два и более слов: «плазмой – матрас мой», «в кресле – небесный», «на дом – с докладом», «служили – вы ли», «тоскуя – могу я».
Раздел предмета «Теория стиха» -- «Рифма. Её история и теория», – изучается не один год. А мы с вами за одну лекцию, при любом желании, не в состоянии всё запомнить. Моя задача была – хотя бы вкратце ознакомить вас с особенностями рифмовки.
В заключение сегодняшнего урока мне хочется сказать вам вот о чём.
Читайте, как можно больше стихи классиков, признанных современных авторов.
Пишите тогда, когда не можете не писать.
Соблюдайте размер стиха.
Как можно реже употребляйте слова-паразиты: «уж», «лишь», «ведь».
Не используйте лексику прошлых веков, жаргонных и иностранных слов.
Ищите интересные образы, сравнения.
Откажитесь от пафоса в стихах, пишите проще.
Избегайте банальных тем
Если в стихотворении отсутствует конфликт и нет эмоций – стих пустой и не задевает душу.
Поэзия – это работа. Не ленитесь. Удачи вам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Хорошая тема, побольше бы таких.