Стратегическое управление – это такое управление, которое: – опирается на человеческий потенциал как основу организации; – ориентирует производственную деятельность на запросы
потребителей; – гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны
окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления
являются:
– проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации; – проблемы и решения, связанные с каким-либо
элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме; – проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми. Модель
стратегического управления была предложена Томпсоном и Стриклендом, и она представляет собой процесс, состоящий из пяти этапов.
Хорошая стратегия и хорошая реализации
стратегии – наиболее надежные признаки хорошего управления.
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей организации и конечных результатов с учетом средств и
способов достижения поставленных целей.
Базовые модели стратегического планирования Модель Гарвардской школы бизнеса Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской
группы) основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа, и она разрабатывалась учеными Гарварда в течение достаточно длительного периода времени (главным образом К. Эндрюсом, иногда в соавторстве с К. Хринстенсеном).
При этом Г. Минцберг называет данную модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит вера, что формулирование стратегии как процесса основывается на нескольких базовых постулатах, обеспечивающих «проектирование
стратегии».
Как следует из приведенной схемы, в самом общем виде процесс формирования стратегического плана представляет некую точку
пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды,
выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию.
Естественно, что возможности внешней среды должны быть востребованы за счет использования сильных сторон ресурсного
потенциала. Кроме того, должны быть выявлены угрозы внешней среды, а слабые стороны ресурсного потенциала предприятия сведены к минимуму. На формулирование
стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказывают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.
Методологические принципы данной модели:
1. Формулирование стратегии должно быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Это означает, что стратегия
появляется не интуитивно и не в результате внезапного выявления из «потока проблем», а является продуктом тщательно контролируемого процесса обдумывания человека.
2. Ответственность за процесс формирования стратегии должна быть возложена на топ-менеджера организации. Исполнительный же
директор является своеобразным «архитектором» стратегии, определяя, кто конкретно будет привлечен к процессу стратегического планирования.
3. Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной. Это достаточно традиционное
требование к любому процессу принятия управленческих решений, поскольку обеспечивает сходимость и рациональность.
4. Стратегии должны быть уникальными, то есть единственными в своем роде, и являться результатом процесса созидательного
проектирования.
5. Стратегия как результат процесса стратегического планирования должна иметь завершенный характер. Процесс формулирования стратегии является конечным продуктом, когда полностью
проанализированы и оценены все альтернативные его варианты и осуществлен выбор наилучшего из них. В силу чего оценка стратегий в одном из блоков модели Гарвардской группы понимается как процесс принятия решения, связанный с выбором наилучшего варианта стратегии.
6. Стратегия должна быть проста, лаконична, и выражена ясным, членораздельным языком, она должна облегчить деятельность
предприятия, и в силу этого давать возможность ее понимания и восприятия работниками предприятия. Так, например, одним из принципов работников плановых служб компании General Electric является следующий: «Хорошая стратегия может быть описана на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная стратегия не является хорошей».
7. Если стратегия является уникальной, полностью разработанной и четко сформулированной, то она реализуема. Таким образом, все элементы организационной структуры предприятия должны обладать
необходимыми знаниями и ресурсами и желанием претворить выбранную стратегию в жизнь.
https://pruffme.com/landing/u77107/Moroz Только 10 человек!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев