Потому что настоящих питерцев всё меньше и меньше...
Дорогие друзья! 8 июля 1937 года в Ленинграде родилась Лидия Ричардовна Клемент. Эту певицу, конечно, нельзя назвать джазовой, но в то время популярная музыка была гораздо ближе к джазу и ко всему непосредственному... А если учесть, что наша страничка ставит перед собой целью знакомство подписчиков с малоизвестными исполнителями в том числе, то мы и предлагаем вам познакомиться с этой замечательной вокалисткой.
Её отец, Ричард Германович Клемент, инженер из Эстонии, скончался еще до войны, и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой – Марией Гордеевной Голубевой.
В 1944 году Лида пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура: девочка стала посещать школу музыкальную, где обучалась игре на фортепиано и пела в хоре.
Когда пришла пора выбирать профессию, Лидия не сомневалась в том, что свяжет свою жизнь с музыкой. Однако мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она искренне желала добра дочери и считала, что обеспечить жизнь способна лишь «настоящая» профессия. На этом же настаивал и отчим Лидии: он был архитектором, а после войны строительные специальности оказались востребованы, и девушке пришлось уступить: в 1955-м году она поступила в Ленинградский Инженерно-Строительный Институт.
В середине 50-х жизнь в стране начала меняться. Качественно новое развитие получила самодеятельность, в первую очередь студенческая. В ЛИСИ существовал первоклассный оркестр, руководил которым пианист Наум Тёмкин, и Лидия стала активной участницей этого коллектива. Оркестр регулярно выступал не только на институтских вечерах, но и был частым гостем в Домах культуры Ленинграда, особенно в ДК им. Орджоникидзе на Васильевском острове. В этот же период молодую певицу пригласил в свой ансамбль руководитель оркестра «Дома Народного Творчества» Владимир Фёдоров.
Еще будучи студенткой, Лидия познакомилась с музыкантом Борисом Шафрановым, который серьёзно увлекался джазом. Они поженились.
Студенчество закончилось. В 1960-м Лидию распределили на работу в Ленпроект, но проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск, из которого к инженерной деятельности уже не вернулась. И вообще мысли девушки были далеки от кульманов и ватманов. Она продолжала искать пути творческой реализации и начала петь в ансамбле ДК имени Ленсовета (тогда – только что переименованного ДК Промкооперации).
В 1961-м у Лидии и Бориса родилась дочь Наташа, и работу на эстраде Лидия Ричардовна делила с обязанностями молодой мамы. Весной 62-го она стала участницей квартета п/у Румянцева, который работал с композитором Василием Соловьёвым-Седым, и выехала в свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку – в Венгрию.
О молодой певице заговорили. Музыкальный редактор Ленинградского ТВ, дирижёр и композитор Анатолий Бадхен, познакомил Лидию с композитором Андреем Петровым, которого она буквально очаровала. Специально для Лидии Клемент Петров написал песню «Звёзды в кондукторской сумке». Имя автора уже тогда было достаточно весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Лидии зазвучал по радио. А сама Лида была ангажирована петь в кафе «Север» на Невском проспекте, где работали музыканты довоенной джазовой школы. Именно туда в июле 1962-го всё тот же Анатолий Бадхен привёл режиссёра Льва Цуцульковского, который подбирал участников программы «На огонёк». Третий выпуск этого проекта, ставшего впоследствии «Голубым огоньком», снимался в Ленинграде. В нём Лидия исполнила песню Андрея Петрова «Здравствуй». Город был покорён молодой талантливой певицей. А ленинградское отделение Союза композиторов выстроилось в очередь к молодой звезде с предложениями новых песен.
Впрочем, звёздности в молодой очаровательной девушке не было никакой. Она покоряла своей скромностью и внутренней культурой.
В сентябре 62-го Лидия Клемент стала солисткой оркестра Анатолия Бадхена в Театре Эстрады, где и проработала до конца. Всесоюзную известность принесли ей песни «Карелия» Александра Колкера на стихи Михаила Гиндина, Генриха Рябкина и Кима Рыжова; и «Дождь на Неве» Вадима Шеповалова на стихи Бориса Гершта и Константина Григорьева. Лидия стала частой гостьей телевизионных программ, её песни регулярно звучали по Всесоюзному радио, в нескольких кинофильмах. Казалось, впереди долгая успешная творческая жизнь. Но страшная болезнь уже жила в ней…
Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим заболеванием, не оставившим шансов молодой, красивой, талантливой женщине.
Лидия продолжала работать в буквальном смысле до последних дней, и мало кто подозревал о том, чего ей это стоит. Последней ее съемкой на Ленинградском телевидении была песня Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», за две недели до 16 июня 1964 года – того дня, когда ее не стало.
Прощание с Певицей проходило в Ленинградском театре Эстрады, где собралось огромное количество ее поклонников. Похоронена Лидия Клемент на Богословском кладбище в Ленинграде.
Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, которая вышла практически сразу после смерти певицы. Многие из песен своего репертуара Лидия Клемент не успела записать, киноплёнки «Карелия» и «Дождь на Неве» оказались утрачены.
Её жизнь на сцене длилась менее 2-х лет, но оставила след в сердцах людей. И сегодня, спустя полвека после ее смерти, песни Лидии трогают души тех, кто родился совсем в другое время.
Может не стоит говорить о проблемах страны, общества – у нас музыкальная страничка. Но как не хватает нашему времени такой искренности и тепла, которые несла в своем творчестве эта удивительная женщина.
А в Питере по-прежнему дождь… Он немного плачет – плачет и о так рано ушедшей жительнице великого города, певице Лидии Клемент…
Использован материал- http://lidia-klement.ru/bio.html С уваЖЕНИем, Гимер (Евгений Гимер)
#музыка #ЧтобыПомнили
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1