Как правильно — Григорьевна или Георгиевна? Кажется, ее чаще называли Георгиевной, когда и почему произошла путаница — отыскать трудно. А отцом был нефтепромышленник Герш ФЕЛЬДМАН, сумевший эмигрировать после революции.
С блеском выступавшая на сцене и в кино (вспомните эпизод, когда она произносит «Красота — это страшная сила!»), Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи», — это ее слова.
Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка».
В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения».
Комментарии 7
Дальше - тишина... Этот спектакль театра имени «Моссовета» шел с неизменными аншлагами. Знаменитый режиссёр Анатолий Эфрос, прочитав сценарий фильма «Уступите место завтрашнему дню» американки Виньи Дельмар решился на постановку только после того, как заручился согласием на участие в ней неподражаемой Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Для обоих великих актеров это была последняя большая работа в театре и в кино. Телеверсию этого знакового спектакля мы предлагаем Вашему вниманию.
Потрясающая история нежно любящих друг друга супругов, проживших вместе всю жизнь, вырастивших пятерых детей и отдавшие им все, что только могут отдать мать и отец, становятся не нужными им. Родителям негде жить - их дом за долги забирает банк. И вот на закате жизни собственные дети обрекают своих родителей на разлуку…
Пронзительно трогательный спектакль с блестящей режиссурой и безупречным актёрским составом.
00:00 - 1 серия1:32:34 - 2 серияГл. ред
...ЕщёДальше - тишина... Этот спектакль театра имени «Моссовета» шел с неизменными аншлагами. Знаменитый режиссёр Анатолий Эфрос, прочитав сценарий фильма «Уступите место завтрашнему дню» американки Виньи Дельмар решился на постановку только после того, как заручился согласием на участие в ней неподражаемой Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Для обоих великих актеров это была последняя большая работа в театре и в кино. Телеверсию этого знакового спектакля мы предлагаем Вашему вниманию.
Потрясающая история нежно любящих друг друга супругов, проживших вместе всю жизнь, вырастивших пятерых детей и отдавшие им все, что только могут отдать мать и отец, становятся не нужными им. Родителям негде жить - их дом за долги забирает банк. И вот на закате жизни собственные дети обрекают своих родителей на разлуку…
Пронзительно трогательный спектакль с блестящей режиссурой и безупречным актёрским составом.
00:00 - 1 серия1:32:34 - 2 серияГл. ред литературно-драматических программ, 1978 год
Автор сценария - Кирилл Рапопорт (сценическая композиция)
Режиссер - Анатолий Эфрос
Режиссер - Валерий Горбацевич
Художник - Борис Мессерер