Альберт Эйнштейн, 1951 г. Фотограф Артур Сасс
И в очередной раз поражает широта познаний В. Высоцкого. Если Эйнштейна хотя бы по фамилии знал любой советский школьник, то очень сомнительно, что в школе или театральном ВУЗе он изучал математическую теорию игр. И если сейчас достаточно вбить в поисковик "Нильс Бор безумная теория" и через секунду получить искомую цитату: "Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной", то как он умудрялся собирать и держать в голове столько сведений без "ОК гугла"?! Видимо, не зря в его доме всегда работал телевизор. Раньше это был действительно источник самых разнообразных знаний.
Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,
А биологи искусственно мечтают про живой белок,
А филологи всё время выясняют, кто такой был Блок.
...Биологи — у них переполох,
Их итальянцы малость обскакали:
Пока [они] у нас растят белок —
Уж те зародыш пестуют в стакане.
Это же просто краткий и ёмкий обзор самых животрепещущих направлений в разных науках. В шестидесятые годы над созданием искусственных белков бились многие лаборатории, а вычислительные машины еще только учились писать музыку, стихи и искать ответ на «Самый Главный Вопрос Жизни , Вселенной и Вообще». В 1960-63 гг. вышло первое полное собрание сочинений А. Блока, что породило новую волну дискуссий об идейных воззрениях поэта. Никак нельзя было наслаждаться поэзией, не выяснив, на какой идейной платформе она базировалась - символист он, имажинист, марксист-ленинист или вовсе оппортунист. Но в полный восторг меня привел авторский каламбур про математическую погрешность:
"Математики все думают, как иксами замять грехи."
Ну, здорово же!
Текст печатается по единственному известному черновику. Почему-то уважаемый текстолог во всех редактируемых им изданиях упрямо сует пятую строфу после каждых двух строф, хотя в черновике ничего подобного не наблюдается. Возможно, в окончательной редакции Владимир Высоцкий действительно использовал бы это четверостишие как припев, ведь недаром оно отличается размером. Но мы этого знать не можем. Мне кажется, это незавершенная работа. После "припева" в черновике идет пробел и две строчки:
Скажу я – гений, это не смешно,
Хотя идея в принципе безумна.
Возможно, здесь должна была быть еще одна строфа, поясняющая безумность вышеописанных научных идей. И финальной строфы явно недостает, стихотворение выглядит незавершенным. Тогда, возможно, окончательный "песенный" вариант содержал бы 2 "куплета" по 16 строк, и 2 "припева", причем, в финальном припеве строчки совершенно не обязательно совпали бы с первым припевом - такое встречается очень часто в песнях Высоцкого. Но это все, конечно, фантазии на вольную тему. Стихотворение песней не стало, и даже до белового варианта дело не дошло.
Варианты в черновике (см. ниже):
3-4. Сейчас [в науке] кризисы идей,
[Ну а в футболе – торжество системы].
4. Учёные на редкость безыдейны
5-8. У математиков [ещё] какой-то сдвиг,
[Но этот сдвиг и то – в теории ошибок.
За вероятности теорией у них
Невероятное количество ошибок].
7. Ведь этот сдвиг в теорьи детских игр
15-16. Мы можем докатиться и
До чёрти там каких ассоциаций.
17. Математики все думают, как иксами замять грехи
19. А биологи искусственно [желают получить] белок
М/д 20 и 21:
Скажу я – гений, это не смешно, / Скажу я – гений – разве это так,
Хотя идея в принципе безумна.
22. Но [больно нам и] до каких же пор так?
23. Так много [тысяч] ген и хромосом
24. Испорчено в пробирках и ретортах!
27-28. Пока у нас растят белок –
Они зародыш пестуют в стакане.
1967, лето-осень
Нет комментариев