Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства существовавших, ещё до нашей эры. Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Второе название флорентийской мозаики "Pietra Dura", что переводится с итальянского, как "поделочный камень.
Как писал в 1609 году Ансельм Боэций де Будт, личный врач императора Рудольфа II, «в благородных камнях мы видим величие и поразительную мощь Создателя, которому удалось воплотить в столь малых предметах красоту всего мира и силу всех других вещей».
Так камень оказывался символом божественного совершенства вселенной и мерилом власти земных владык.
Флорентийская мозаика возникла в XVI веке в Италии во Флоренции, её составляли из природных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата, литографского камня и др.
Скорее всего, на это повлияли различные техники создания мозаик Рима и Флоренции. Известно, что римские мозаики изготавливались, как правило, из мрамора, а определенные сюжеты из полудрагоценных камней вставлялись в определенные каменные плиты.
Флорентийский способ имел существенные отличия. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что никаких швов или даже просто линий стыка видно не должно быть. И при этом все пластины должны быть расположены в одной плоскости.
Для создания сложных изображений не нужно было никакой основы. Таким образом, шкатулки, столешницы, миниатюры и многие другие изделия изготавливались целиком.
Художники из Флоренции также учитывали все особенности камня, такие как различные оттенки, фактура, естественный рисунок и наличие даже незначительных вкраплений, правильное использование и комбинация которых делали возможным создание удивительных работ, которые восхищали ценителей данного вида искусства.
Во Флоренции художники издавна занимались мозаикой, но лишь к концу XVI в. была выработана та особая техника мозаики, которая за свою долгую историю не претерпела почти никаких изменений.
Содержание же мозаики менялось в зависимости от общего процесса развития изобразительного искусства.
Один из первых историографов итальянского искусства эпохи Возрождения Вазари писал: «Достойная мозаика должна отличаться ясностью в своем построении, в тенях плавностью переходов между разными оттенками темного, выполняться должна с тончайшим расчетом на большое расстояние от глаза так, чтобы казалась картиной, а не инкрустацией».
Самой известной мастерской мозаики во Флоренции владела семья Медичи, которая правила городом в эпоху Возрождения. Наибольший вклад в развитие флорентийской мозаики внес герцог Фердинанда Медичи I, который превратил частную семейную лабораторию в великолепные герцогские мастерские, которые в следующем веке послужили прообразом придворных мастерских всех ведущих монархов Европы.
Мастерская производила предметы меблировки и украшения церковного и светского характера - столешницы, кабинеты, шкатулки, реликвии, картины, вазы и т.д., которые должны были символизировать могущество двора великих Медичи.
Его мастерские хранили уникальные традиции, применимые и по сей день в работе мозаичистов со всех стран. А запасы полудрагоценных камней, собранные еще в то время, до настоящего момента используются для создания удивительных флорентийских мозаик. Это еще раз подчеркивает масштабы и размах работы этих мастерских.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев