Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января) 1911 года в Москве, в рабочей семье в рабочей семье на Красной Пресне. Он вспоминал: "Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила..."
Кроме Николая в семье Крючковых было еще семеро детей, однако шестеро из них впоследствии скончались. Коля родился слабым, у него были проблемы с шеей. Врачи сказали, что операция бесполезна, поможет только физкультура.
Отец Николая, участвовавший в Первой мировой войне, вернулся в Москву из-за ранения и устроился грузчиком на комбинат "Трехгорная мануфактура". Проработал там недолго, из-за ран, полученных на фронте, отец вскоре умер. Матери пришлось одной воспитывать детей. Семье помогали соседи. Они подкармливали Николая и его брата Петра чечевичным хлебом, воблой, супом с капустой и картошкой.
После смерти отца, в 1920 году Крючков заболел тифом. Он выжил, но после болезни Крючкову дали кличку - Колька Кривой, потому что его голова клонилась набок к плечу.
Закончив семилетку, он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке, и обучался там профессии гравера-накатчика. Он успешно закончил училище, и получил девятую высшую категорию рабочей сетки.
Работа на фабрике и занятия боксом помогли избавиться от проблем с шеей. В те же годы Крючков стал участвовать в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Он умел играть на гармони, петь, плясать и особенно лихо бил чечетку. Его театральный дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Крючков сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. По словам очевидцев, роль пристава в исполнении 16-летнего Крючкова была особенно колоритна и смешна.
Театром Николай увлекся всерьез. С 1928 года Крючков играл в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ) и учился у знаменитых актеров Н. Хмелева, И. Судакова, И. Савченко. Мама была недовольна выбором сына, так как всегда мечтала видеть его при солидной должности, а не в роли комедианта. Однако Крючков, играя на сцене студии, продолжал работать на Трехгорке, и практически содержал семью. У такого совмещения был свой огромный недостаток. Крючков еще подростком на Трехгорке приучился пить наравне со взрослыми. Поначалу он бравировал своим умением выпить много и не опьянеть. Затем баловство переросло в привычку. В дальнейшем эта пагубная страсть еще не раз поставит артиста в трудное положение на съемочной площадке.
В ТРАМе Николай был занят лишь в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: "Московский 10.10", где он играл Сашку-сезонника, и "Зови, фабком!". В этом спектакле его заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет.
Как это часто бывает, вмешался случай. Главным хореографом ТРАМа работала Наталья Глан. Она помогала в постановке танцев всем актерам, в том числе и Крючкову. Именно благодаря занятиям Натальи Глан, Крючков научился выделывать коленца, которые так поражали всех в фильме «Трактористы». Однажды на репетицию зашел муж Натальи Глан, Борис Барнет, чей фильм "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским в главной роли был очень известен. Он увидел Крючкова и пригласил его сниматься в своей новой картине "Окраина".
В фильме актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек".
Пробы на роль Сеньки проходили в сапожной мастерской. Барнет был чем-то занят, и Сеньке-Крючкову было дано задание осваиваться. И он освоился. Надел фартук и подбил себе набойки. А когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: «Чего тебе?». Так родился Сенька из «Окраины» и киноактёр Николай Крючков.
Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. И содружество с Барнетом продолжилось дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на главную роль в своем следующем фильме "У самого синего моря".
После этого фильма из-за частых съемок ему пришлось в 1933 году покинуть ТРАМ, и за последующие четыре года Крючков снялся в фильмах "Частный случай", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск" и "На границе". Во время съемок одного из фильмов с актером произошла неприятная история.
В 1936 году режиссер Михаил Ромм приступил к съемкам фильма "Тринадцать". Картина была о советских пограничниках, которые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников досталась в этом фильме Крючкову, с которым Ромм познакомился благодаря своей будущей жене Елене Кузьминой, которая была партнером Крючкова в двух фильмах Барнета.
Крючкова подвело его пристрастие к алкоголю. Опасность заключалась в том, что молодежь начнет ему подражать. Появилась угроза, что коллектив может распасться. И Ромм проявил характер - не смотря на то, что было снято полфильма, он не побоялся отчислить ведущего актера. Он выстроил всех, кто работал на картине, и приказал Крючкову: «Падай!». Тот от упал на песок. «Всё. Ты убит. Можешь возвращаться в Москву». Так из тринадцати бойцов в картине осталось только двенадцать. Хотя в одном кадре Крючков в картине всё-таки остался.
От роли к роли актер накапливал необходимый опыт, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме "Трактористы". Его партнершей в картине стала жена режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда советского кино.
Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, особенно среди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже популярный Петр Алейников и дебютант Борис Андреев. Втроем они задавали тон на съемочной площадке, и порой с ними не мог справиться даже такой решительный режиссер, как Пырьев. О похождениях трёх товарищей складывали целые легенды: как они ночевали в витрине мебельного магазина, как Андреев пил в милиции чернила, как Крючков выпил на спор десять стопок подряд… Очевидцы рассказывали, что в перерыве между съемками Крючков, Алейников и Андреев внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять стопок и не опьянеть. В ответ коллеги подняли его на смех, назвав трепачом. И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей, одну за другой опрокинув в себя заявленные десять стопок, сказал: "Ну, как?" - и тут же ушел спать. Больше с ним на этот счет никто не спорил.
Когда фильм "Трактористы" в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, милая моя" и "Броня крепка, и танки наши быстры..." запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине, стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову - его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него брали пример в повседневной жизни миллионы молодых людей. Однажды даже маршал Катуков однажды поприветствовал Крючкова: "Здравствуйте, товарищ танкист!"
Но путь фильма к признанию был не легок. Не успели закончиться съемки, как в районной газете появилась статья "Шкодливый фильм", в которой авторов обвиняли и в шовинизме, извращении украинской жизни, и в искажении национальных реалий. Ленту послали в Кремль, и она очень понравилась Сталину.
На съемках "Трактористов" Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга, и после окончания работы над картиной поженились. Свадьбу справляли в новой комнате в одной из коммуналок, куда Крючков перебрался из общежития Трехгорки накануне торжества. Вскоре у молодых родился сын Борис.
После шумного успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу врага". Герои Крючкова не походили друг на друга, несмотря на то, что он играл достаточно одинаковые положительные роли и практически не использовал грим.
В 1941 году Крючков снялся в комедии "Свинарка и пастух". В этом фильме актеру досталась роль, тогда мало присущая его актерскому имиджу, - шалопай Кузьма Петров. Крючков рассказывал впоследствии: "Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже "сослать в Сибирь". А я ему в ответ пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля". Утром он звонил, извинялся".
С первых же дней Великой Отечественной войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте", - сказал он актеру. Но на фронт Николай Крючков все же попал - в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами.
В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков от истощения попал в госпиталь. Но отказываться от съемок, даже если он и плохо себя чувствовал, было не в правилах Крючкова. Поправившись, актер вновь вернулся на съемочную площадку.
Крючков мог выполнить любую актерскую задачу. Он все делал сам, почти без тренажа, с ходу. Скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на "кукурузнике", играл на баяне, пел, плясал... Все сам, всегда сам. Оттого так солиден "послужной" список травм, о которых он говорил коротко: "Ломал руки и ноги 12 раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм..."
На съемках фильма "Фронт" режиссер сказал: "А что, Коля, слабо тебе, в самом деле, под танк лечь?" - "Надо, так лягу", - ответил тот. Николай Афанасьевич вспоминал: "Вырыли мне ямку и успокоили: грунт твердый, все обойдется. Сюда я должен был, как только машина на меня наедет, упасть. И вот я иду с гранатами во весь рост на фашистский танк, и такая злоба меня охватила. Не пройдешь, гад! - кричу. Бросаю связку и прыгаю в ямку. Танк прошел, но меня всего засыпало - не таким уж твердым оказался грунт. С грехом пополам откопали, и только тут на меня настоящий страх навалился: ведь действительно под танком лежал. А в момент съемки одна была задача - врага не пропустить".
В 1945 году от актера ушла жена Мария Пастухова. Повод дал сам Николай, который увлекся другой женщиной. Ею была молодая актриса Алла Парфаньяк, с которой Крючков встретился на съемках фильма "Небесный тихоход", где она играла одну из главных ролей. После выхода фильма на экраны его сильно ругала критика, потому что нельзя так легкомысленно показывать войну, и восторженно принимала публика.
Во втором браке у актера родился второй сын Николай.
В послевоенные годы советский кинематограф переживал не лучшие свои времена, фильмов снималось очень мало. Несмотря на это, Крючков не сидел без работы. На экраны выходили фильмы с его участием: "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка".
Однако только роли в двух фильмах приносят актеру творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда". Этот фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м. Почему? Вот что говорит по этому поводу сам Н. Крючков: "В этом фильме Сталину не понравилось, что мой герой - сержант Мамочкин - перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину запретили…"
С середины 50-х творческая активность Крючкова не снижается. Например, в 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м - в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха.
Герои Крючкова в пятидесятые годы изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны. Актер все так же продолжал играть своих современников Он настолько хорошо знал жизнь и характеры своих героев, что мог сделать их выразительными с помощью всего одного жеста или двух-трех реплик. Он также часто пел в фильмах.
В 1957 году распался и второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой сына. Позже она стала женой Михаила Ульянова. Оставшись один, актер вскоре переехал в небольшую однокомнатную квартиру, площадью 11 квадратных метров на первом этаже в центре Москвы. Туда же он привел и свою третью жену - заслуженного мастера спорта Зою Кочановскую.
С Зоей он познакомился в 1959 году, когда снимался в фильме "Домой". После свадьбы им обещали дать новую квартиру, однако въехать в нее молодоженам было не суждено. Произошла трагедия…
Рассказывает А. Аршанский: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в "газике". В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный "Студебеккер". Умерла она у нас с Крючковым на руках. А спустя два дня мы летели вдвоем в грузовом самолете, только мы и гроб, который болтался по самолету".
Крючков после этой трагедии с трудом приходил в себя. Его друзья, боясь за него, неотступно были рядом. Постепенно боль утихла, а через два года после этого пятидесятилетний актер встретил свою последнюю любовь - на съемках фильма "Капроновые сети" он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера Лидией Николаевной.
Вот что она вспоминает об этом: "Однажды во время обеда он пригласил меня сесть к нему за столик. Я ответила, что мне некогда, потому что много работы. Оказывается, нашлись доброжелатели, которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я "занята", и даже назвали фамилию мужчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и потому всем верил. Когда я об этом узнала, то объяснила, что его ввели в заблуждение.
Вскоре Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим сказал, что я ему нравлюсь, и он обязательно ко мне вернется. Накануне своего отъезда он решил устроить застолье. Я считала, что это только повредит его здоровью. Но Николай настоял на своем, и я в знак протеста на застолье не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сказал: "Этот вопрос мы отрегулируем, дело в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернулся, не было разговоров, ранящих мне душу". Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет...
Он приехал, как обещал, устроил мне день рождения, сделал предложение, и уехал обратно на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я - из Канева. Наши поезда расходились по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше. Когда я приехала, Николай сразу позвонил и сказал: "Мы с тобой встречаемся завтра и больше никогда не расстаемся". Он предупредил, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением. По его словам, во мне он нашел то, что искал..."
В этом браке у них вскоре родилась девочка, которую назвали Эльвирой.
В конце 50-х актер сыграл роль Любима Торцова в пьесе Островского "Бедность не порок" в московском Театре-студии киноактера. Эта роль также стала для него важным этапом в творчестве. Работа над образом Любима Торцова научила Крючкова создавать на сцене сложные, неоднозначные образы. Приобретенные навыки помогли актеру в работе и над другими образами, которые он потом создавал в кино.
Несмотря на свою привязанность к театру, с кино Крючков не расстался. В начале шестидесятых годов он сыграл в двух комедиях. В 1962 году зрители увидели Николая Крючкова в роли старого слуги Ивана в "Гусарской балладе", а в 1964-м он сыграл роль богача Неуедова в "Женитьбе Бальзаминова".
В 60-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. Он был "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его на роль в своей картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.
С возрастом Крючков стал более требовательно подходить к каждой новой роли. В своей книге "Чем жив человек" он утверждал, что актер "в своем творчестве должен быть органичен, жизненно реалистичен. В нем очень обостренно должны действовать два защитных механизма - чувство такта и чувство меры". Эти свои выработанные годами творческие принципы актер использовал в работе над образами. Он прекрасно исполнил роль шофера такси в картине "Горожане", которая вышла на экраны в 1975 году. Другая удачная работа в те годы - роль старого шахтера Панаса Байды в киноповести "Адрес вашего дома".
Крючков всегда старался овладеть в той или иной степени профессией своих героев. В семидесятых годах, после того, как была сыграна роль таксиста Бати в картине «Горожане», актёру на гастролях в Перми местные таксисты устроили экзамен. Все, как один, уступили ему место за рулем. Пришлось актёру показывать класс, водителя сажать на штурманское место, и самому везти себя в гостиницу.
Анализируя в своей книге фильмы, в которых он снимался, Николай Крючков заметил, что актерская судьба постоянно связывала его с военными. Ему часто в кино приходилось играть роли военных. Маршал Малиновский подарил актеру кортик. Сам актер свою цель видел в служении Отечеству. Об этом он тоже писал в своей книге.
В восьмидесятые годы Николай Афанасьевич снимался мало. Среди фильмов тех лет – военные картины "Битва за Москву", "Сталинград" и "Особо важное задание". В 1985 году режиссер с "Мосфильма" Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма "Парень из нашего города", рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее тепло. Фильм назывался "Верую в любовь".
Лучшими работами Крючкова послевоенного 30-летия стали роли в фильмах В. Скуйбина "Жестокость" и "Суд", в "Деле Румянцева" Иосифа Хейфица, в телефильме С. Туманова "Гнезда" и в "Осеннем марафоне" Георгия Данелии.
На съемках "Жестокости" при обострившемся тромбофлебите Крючков целые дни проводил в седле да еще на морозе. А в фильме "Суд" много раз прыгал в ледяную воду и на очередном дубле сломал ногу. Больница. Гипс. Но на второй день он уже на площадке: "Снимайте крупные планы". Кончились крупные - он распилил гипс и продолжил работу. Только после каждого дубля ложился на раскладушку.
Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. "Женя, ты что? – обиделся Крючков. - Рано еще меня жалеть!" Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.
О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его жена Л. Н. Крючкова:
"Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убраться в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод. На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: "Почему?" - "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу". Я удивилась: "Что ж, ты в булочную пойдешь?" Муж: "Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет".
По магазинам он не ходил. Когда заказы бывали, всегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он подождет, и на все один ответ: "Не имеет значения". Нет обеда - будет спокойно смотреть телевизор или читать газету - ждать меня..."
Комментарии 39
Он своими ролями поднимал дух у людей
Одна улыбка чего стоит