ЦИТАТЫ.
"Гении не происходят один от другого: гений всегда рождается независимым" - Лев Толстой.
"Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения." - Лев Толстой в письме Н. Н. Страхову.
Всё то, что незаконно, никогда не может быть счастием.
"Нет в жизни случайных событий, всё промыслительно." -
преподобный Варсонофий Оптинский.
Материнская любовь, с одной стороны, иррациональна, а с другой - желая спасти своё чадо, мать порой действует продуманно и не щадя никого, кто представляет для её ребенка опасность. Так происходит в животном мире, так же и в человеческом.
«Мазурка — главный танец, который с XVIII века считался „местом“, где решались судьбы и устраивались браки. У этого танца сложная драматургия. Мазурка — танец продолжительный по времени и дающий возможность „проиграть“ отношения между дамой и кавалером. <...> Во время мазурки можно разыграть что‑то вроде „петушиного боя“, когда мужчины устраивают небольшой танцевальный батл. Громкие удары каблука, резкие взмахи руками, имитирующие натягивание поводьев, хромое па (pas boiteux), напоминающее о „ранениях в бою“. В то же время мазурка демонстрировала грациозность дам, их характер, но и постепенную „сдачу“ рыцарю своего сердца».
"После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее, безвозвратнее брака." - Лев Толстой.
"Со мной сделалось то, что я здоровый, счастливый человек почувствовал, что я не могу больше жить... И вот тогда я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один раздеваясь, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и между тем чего-то надеялся от неё." - Лев Толстой. "Исповедь."
В "Исповеди" Толстой говорит, что он " оглянулся на огромные массы отживших и живущих простых, не учёных и не богатых людей и увидел совершенно другое... разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, всё человечество признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера, та самая, которую я не мог не откинуть... Спасло меня только то, что я успел вырваться из своей исключительности и увидеть жизнь настоящую простого рабочего народа и понять, что она только есть настоящая жизнь."
*** *** ***
ПИСАТЕЛИ, РЕЖИССЕРЫ, АКТЕРЫ О РОМАНЕ "АННА КАРЕНИНА."
" Всякая глава "Анны Карениной" подымала всё общество на дыбы, и не было конца толкам, восторгам, и пересудам, и ссорам, как будто дело шло о вопросе, каждому лично близком." - А. А. Толстая в письме Льву Толстому.
***
"Анна Каренина" мне не нравится - хотя попадаются истинно великолепные страницы (скачки, косьба, охота) Но все это кисло, пахнет Москвой, ладаном, старой девой, славянщиной, дворянщиной и т. д. - Иван ТУРГЕНЕВ в письме к Я. П. Полонскому.
***
ИВАН ГОНЧАРОВ:
Он накладывает - как птицелов сеть - огромную рамку на людскую толпу, от верхнего слоя до нижнего, и ничто из того, что попадает в эту рамку, не ускользнет от его взгляда, анализа и кисти. - из письма к П. А. Валуеву.
***
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ.
"Анна Каренина" - вещь, конечно, не новая по идее своей, Не неслыханная у нас доселе... Тем не менее "Анна Каренина" есть совершенство как художественное произведение, подвернувшееся как раз кстати, и такое, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться, а во-вторых, и по идее своей это уже нечто наше, своё, родное, и именно то самое, что составляет нашу особенность перед европейским миром, что составляет уже наше национальное "новое слово" или, по крайней мере, начало его,- такое слово, которого именно не слыхать в Европе и которое однако, столь необходимо ей, несмотря на всю её гордость - "Дневник писателя".
***
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ.
Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
(эпиграмма)
***
М. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
Ужасно думать, что еще существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского. Мне кажется это плохо и безнравственно. И ко всему этому прицепляется консервативная партия, которая торжествует. Можно ли себе представить, что из коровьего романа Толстого делается какое-то политическое знамя? - (письмо П. В. Анненкову).
***
АФАНАСИЙ ФЕТ.
Какое мастерство вводить новые лица! Какое прелестное описание бала! Какой великолепный замысел сюжета!
Но какая художницкая дерзость - описание родов. Ведь этого никто от сотворения мира не делал и не сделает. Дураки закричат об реализме Флобера, а тут всё идеально. Я так и подпрыгнул, когда дочитал до двух дыр в мир духовный, в Нирвану. Эти два видимых и вечно таинственных окна: рождение и смерть. - (Письма Л. Н. Толстому).
***
ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ.
"Анна Каренина" как законченное художественное целое - самое совершенное из произведений Л. Толстого.... В "Анне Карениной" всё, или почти всё, удалось; тут художественный гений Толстого дошёл до своей высшей точки, до полного самообладания, до окончательного равновесия между замыслом и выполнением. Если когда-нибудь он и бывал сильнее, то уж во всяком случае, совершеннее никогда не был, ни раньше, ни после. - ("Лев Толстой и Достоевский".)
***
МАКСИМ ГОРЬКИЙ.
Нам неведомо, что и как говорила жена Льва Толстого в те часы, когда он, глаз на глаз с нею, ей первой читал только что написанные главы книги. Не забывая о чудовищной проницательности гения, я всё же думаю, что некоторые черты в образах женщин его грандиозного романа знакомы только женщине и ею подсказаны романисту. - ("О С. А. Толстой")
***
АННА АХМАТОВА.
Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизменно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только, кого же "мусорный старик" избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства. А как сам он гнусно относится к Анне! Сначала он просто в нее влюблен, любуется ею, черными завитками на затылке... А потом начинает ненавидеть - даже над мертвым телом издевается... Помните6 "бесстыдно растянутое"?
Весь роман построен на физиологической и психологической лжи. Пока Анна живет с пожилым, нелюбимым и неприятным ей мужем - она ни с кем не кокетничает, ведет себя скромно и нравственно. Когда же она живет с молодым, красивым, любимым - она кокетничает со всеми мужчинами вокруг, как-то особенно держит руки, ходит чуть не голая... И Сережу она любит, а девочку нет, потому что Сережа законный, а девочка нет... Уверяю вас... На такой точке зрения стояли окружавшие его люди: тетушки и Софья Андреевна. И скажите, пожалуйста, почему это ей померещилось, будто Вронский ее разлюбил? Он потом из-за нее идет на смерть.. -
(Лидия Чуковская о нелюбви Ахматовой к "Анне Карениной" - "Записки об Анне Ахматовой")
***
ВЛАДИМИР НАБОКОВ.
Одна из величайших книг о любви в мировой литературе. "Анна Каренина" - не только авантюрный роман. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в "Анне Карениной" - вовсе не та, что вычитывает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу. Вполне очевидно: останься Анна с мужем, умело скрыв от света свою измену, ей не пришлось бы платить за нее ни счастьем, ни жизнью. Анна наказана не за свой грех ( она могла бы жить с мужем и дальше), не за нарушение общественных норм, весьма временных, как все условности, и не имеющих ничего общего с вневременными, вечными законами морали.
Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина-Кити с историей Вронского-Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Законы общества временны. Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит,она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет сам Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия. - ("Лекции по русской литературе")
***
СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ.
Самое большое несчастье моей жизни - гибель Анны Карениной. -
(Соло на ундервуде")
#РусскаяЛитература #ЛитературныеГерои #ТолстойЛН #СоветуемПрочесть #ПеречитываяКлассику
Комментарии 6
ТОМАС МАНН.
Я без колебаний назвал "Анну Каренину" величайшим социальным романом во всей мировой литературе, но этот роман из жизни светского общества направлен против него,- об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: "Мне отмщение, и Аз воздам". Моральным побуждение, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью, то есть берет на себя миссию наказать ее за этот проступок, вместо того чтобы предоставить возмездие воле провидения; между тем общество могло бы сделать это со спокойной совестью, ибо, карая человека за грехи, провидение прибегает в конечном счете все к тем же самым средствам: оно действует через общество и его моральный кодекс. Восстав против зконов морали, Анна тем самым становится на путь, который неуклонно, шаг за шагом приведет ее к ужасной развязке, предначерт
...ЕщёТОМАС МАНН.
Я без колебаний назвал "Анну Каренину" величайшим социальным романом во всей мировой литературе, но этот роман из жизни светского общества направлен против него,- об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: "Мне отмщение, и Аз воздам". Моральным побуждение, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью, то есть берет на себя миссию наказать ее за этот проступок, вместо того чтобы предоставить возмездие воле провидения; между тем общество могло бы сделать это со спокойной совестью, ибо, карая человека за грехи, провидение прибегает в конечном счете все к тем же самым средствам: оно действует через общество и его моральный кодекс. Восстав против зконов морали, Анна тем самым становится на путь, который неуклонно, шаг за шагом приведет ее к ужасной развязке, предначертанной беспощадным роком. Исходная моральная концепция автора в известной мере противоречива, обвинение, предъявленное им обществу, не вполне состоятельно: как же может провидение покарать грешницу, если общество поведет себя иначе, не так, как оно ведет себя в романе? -
(Предисловие к американскому изданию)
ВИРДЖИНИЯ ВУЛЬФ.
Практически каждая сцена в "Анне Карениной" отпечаталась во мне... Вот источник всей нашей неудовлетворенности. После этого разрыв был неизбежен. Его породил не Уэллс, Голсуорси или любой из наших посредственных слабых, ненадежных реалистов: это был Толстой. Как после него мы могли писать о сексе и писать реалистически? -
(письмо Вите Сэквилл-Уэст)
УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР.
Однажды американского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Фолкнера попросили назвать три лучших романа в мировой литературе. Не задумываясь, он ответил:
- "Анна Каренина", "Анна Каренина" и еще раз "Анна Каренина" !
АЛЕКСАНДР ЗАРХИ
Режиссер фильма "Анна Каренина", 1967.
Малое прикосновение к классике - это все-таки прикосновение.
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА
Роль Анны в фильме 1967 года.
Анна - это раскрепощенная женщина, протестующая против чопрного ханжества и свободная в проявлениях своего честного, праведного чувства.
ДЖО РАЙТ
Режиссер фильма "Анна Каренина", 2012.
Вопросы устройства общества меня не особенно волновали, когда я думал об этом романе. Ещё меньше меня интересовала политическая подоплека. Для меня роман Толстого прежде всего о любви. -
(интервью для "КиноПоиска"
КИРА НАЙТЛИ
Роль Анны в фильме 2012 года.
Если любую женщину рано отдать замуж не по любви, то в какой-то момент жизни она наверняка узнает, что такое романтическая любовь и вожделение к другому мужчине. Это ослепляет до такой степени, что все остальное перестает иметь значение. Это вне национальности. Во многих странах неписаные правила гласят: делай что хочешь, но тихо. Так было и в петербургском высшем обществе xix века. Поэтому в каком-то смысле это роман о поиске правды и попытке не лгать. Но в итоге именно эти попытки приговаривают Анну к тому, что происходит.