Святитель Игнатий Брянчанинов называл существование души в аду – бытием без бытия, странной формой жизни в отсутствие жизни. Эту неспособность грешной души к действию мы все, как ни странно, в разной мере испытали уже сейчас, при жизни. Наверное, любой человек хотя бы однажды переживал состояние глубокой депрессии, уныния. Когда лежишь на диване, отвернувшись к стене, и никого не хочешь ни видеть, ни слышать. Когда даже солнечный свет мешает жить, и ты бежишь от него, задергиваешь шторы, укрываешься с головой одеялом только чтобы не видеть мрака, овладевшего твоей душой. Ты еще не умер, но сил и желания жить дальше у тебя уже нет, и кажется, что так теперь будет всегда. И тут в твою темную комнату войдет мама. Она не будет спрашивать, что с тобой случилось и даже не станет тебя утешать. Она просто сядет на краешек дивана, возьмет тебя за руку, погладит по голове, начнет говорить о чем-то совсем неважном ни для нее, ни для тебя... В общем, не сделает ничего особенного. Но ты вдруг почувствуешь, что черный мешок уныния, в котором ты провел несколько дней, расползается по швам, и ты снова способен жить.
Оказывается, любовь позволяет нам делиться с близкими самым главным – жизненной силой, самой возможностью бытия. На этом принципе Церковь и основывает необходимость поминовения усопших, и возможность изменения посмертной участи тех, кого мы любим и за кого молимся. Да, душа после смерти не может сама изменить себя. Но она может измениться благодаря усилиям тех, кто остался на земле и помнит о ней. Дело в том, что Церковь – это не просто формальное объединение людей, верующих в Бога. Христиане составляют в Церкви единый организм, в котором состояние одного органа определяет самочувствие всех остальных. Все мы живые клеточки живого Тела Христова. Апостол Павел написал об этом удивительные слова: «...Вы – тело Христово, а порознь – члены», еще: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны». Физическая смерть не отрывает человека от Тела Христова. Но те духовные болезни, которые он не долечил при жизни, теперь излечимы только усилием всего организма, сам для себя он уже ничего сделать не в состоянии.
Как же один человек может духовно помочь другому, тем более – усопшему? Точно так же, как в организме одна клетка помогает другой, пораженной заболеванием. Чтобы подавить воспалительный процесс в одной части тела, организм включает иммунные процессы, которые все силы организма бросают на борьбу с заболеванием. Здоровые клетки берут на себя дополнительную нагрузку, чтобы помочь больным. Так, на войне бойцы не бросают раненого товарища, а бережно выносят его из-под огня, рискуя при этом собой. Так в походе груз подвернувшего ногу человека распределяется на всех.
Но помочь больному может только здоровый. Это главный принцип духовной помощи. В этом суть молитвы за другого человека, живого или усопшего – неважно. Для того чтобы помочь ближнему, мы сами должны заняться своим духовным здоровьем, чтобы иметь возможность поделиться им с любимым человеком. Предположим, наш ближний был при жизни гневлив, любил злословить, пьянствовал и чревоугодничал, был жадным. Значит, мы должны научиться воздерживаться от гнева, удерживать свой язык от злых речей, соблюдать посты, раздавать милостыню и т.д. Проще говоря, нужно самому начать жить по-христиански и тем самым получить возможность делиться этой жизнью с нашими усопшими через молитву. Любовь реализует себя в жертве. И если наше поминовение будет основано на таком христианском самоотвержении, оно станет для души умершего человека тем самым прикосновением любви, которое способно влить в него часть нашей жизни во Христе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Бо́же духо́в и вся́кия пло́ти, сме́рть попра́вый и диа́вола упраздни́вый, и живо́т ми́ру Твоему́ дарова́вый! Сам, Го́споди, упоко́й ду́ши усо́пших раб Твои́х: святе́йших патриа́рхов, преосвяще́нных митрополи́тов, архиепи́скопов и епи́скопов, во свяще́нническом, церко́вном и мона́шеском чи́не Тебе́ послужи́вших; созда́телей свята́го хра́ма сего́, правосла́вных прао́тец, оте́ц, бра́тий и се́стер, зде и повсю́ду лежа́щих; вожде́й и во́инов за ве́ру и оте́чество живо́т свой положи́вших, ве́рных, убие́нных в междоусо́бной бра́ни, утону́вших, сгоре́вших, на мра́зе заме́рзших, расте́рзанных зверьми́, без покая́ния внеза́пно сконча́вшихся и не успе́вших примири́ться с Це́рковью и со свои́ми враги́; в изступле́нии ума самоубие́нных, тех, о ко́их запове́дали и проси́ли ны моли́тися, о ко́их не́сть кому моли́тися и ве́рных, погребе́ния христиа́нскаго лише́нных (и́мя рек) в ме́сте све́тле, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, отню́дуже отбеже́ боле́знь, печа́ль и воздыха́ние. В
...ЕщёМолитва о усопшихБо́же духо́в и вся́кия пло́ти, сме́рть попра́вый и диа́вола упраздни́вый, и живо́т ми́ру Твоему́ дарова́вый! Сам, Го́споди, упоко́й ду́ши усо́пших раб Твои́х: святе́йших патриа́рхов, преосвяще́нных митрополи́тов, архиепи́скопов и епи́скопов, во свяще́нническом, церко́вном и мона́шеском чи́не Тебе́ послужи́вших; созда́телей свята́го хра́ма сего́, правосла́вных прао́тец, оте́ц, бра́тий и се́стер, зде и повсю́ду лежа́щих; вожде́й и во́инов за ве́ру и оте́чество живо́т свой положи́вших, ве́рных, убие́нных в междоусо́бной бра́ни, утону́вших, сгоре́вших, на мра́зе заме́рзших, расте́рзанных зверьми́, без покая́ния внеза́пно сконча́вшихся и не успе́вших примири́ться с Це́рковью и со свои́ми враги́; в изступле́нии ума самоубие́нных, тех, о ко́их запове́дали и проси́ли ны моли́тися, о ко́их не́сть кому моли́тися и ве́рных, погребе́ния христиа́нскаго лише́нных (и́мя рек) в ме́сте све́тле, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, отню́дуже отбеже́ боле́знь, печа́ль и воздыха́ние. Вся́кое согреше́ние, содея́нное и́ми сло́вом и́ли де́лом и́ли помышле́нием, я́ко благи́й Человеколю́бец Бог прости́, я́ко несть челове́к, и́же жив бу́дет и не согреши́т. Ты бо еси еди́н кроме́ греха́, пра́вда Твоя́ — пра́вда во ве́ки, и сло́во Твое́ — и́стина.
Я́ко Ты еси́ Воскресе́ние, и Живо́т и Поко́й усо́пших раб Твои́х (и́мя рек), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твоим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки ве́ков. Ами́нь.