Этому искреннему проявлению патриотических чувств далеко не всегда способствовали такие события, как революция или провозглашение государственной независимости. Гимн Соединенных Штатов Америки «Звездное знамя» был рожден во время войны с Англией, в 1814 году, через 30 лет после принятия Декларации независимости, и долгое время не имел статуса официального символа государства. Нынешний гимн Мексики, появившийся в 1854 году, стал реакцией на оглушительное поражение мексиканцев в войне с США, в результате которой страна потеряла больше половины своей территории.
Гимны в честь монархии
В Европе укрепление централизованной власти вызвало к жизни гимны, посвященные сплочению нации вокруг монарха. Классическим образцом таковых стала в середине XVIII века английская патриотическая песня «Боже, храни короля» («God Save the King»). Написанная Генри Кэри в 1743 году, она стала востребованной и необычайно популярной спустя два года, во время подавления мятежа Стюартов, а позднее распространилась за пределами Британии.
Десятки национальных гимнов были скопированы с главной песни англичан. В XIX веке европейские дворы сделали ее музыкальными символами своих стран. При исполнении первого официального гимна Российской империи — «Молитвы русских», текстовой основой которого стало стихотворение В.А. Жуковского, также использовалась английская мелодия. И звучала она на протяжении почти 20 лет, до тех пор, пока в 1833 году не появился второй государственный гимн России — «Боже, царя храни», полностью избавленный от иноземного влияния: музыку на слова Жуковского для этой поистине всенародной торжественной песни сочинил русский композитор А.Ф. Львов.
Большинство воспевавших монархию гимнов давно ушли в историю, и лишь некоторые до сих пор существуют как государственные — в Монако, Иордании, Непале. А в княжестве Лихтенштейн по-прежнему исполняют музыку британского гимна с оригинальным текстом.
Песни революции
Другая волна национальных гимнов — революционная — пришла в конце XVIII века со знаменитой «Марсельезой». В странах, потерявших к тому времени самостоятельность, наравне с идеей обновления родины провозглашалась идея возрождения нации.
К той эпохе относится создание польской «Мазурки Домбровского», на протяжении десятилетий считавшейся главной патриотической песней поляков и признанной государственным гимном лишь в 20-х годах XX столетия.
И другие гимны
Особая и не лучшая страница в истории гимнотворчества — гимны государств с тоталитарной идеологией. Рано или поздно подобные творения сходили с исторической сцены вместе с режимами, их породившими. Столь же малоудачной оказалась практика принятия в качестве национального гимна целиком заимствованных или интернациональных песен, таких, как «Марсельеза» или «Гей, славяне!».
В некоторых странах (в Италии, Словакии) официальными государственными символами становились песни, ранее запрещаемые властями. За исполнение хорватского гимна «Наша прекрасная родина», созданного в XIX веке на основе арии Доницетти, еще совсем недавно, во времена Югославии, можно было попасть в тюрьму.
Там, где часто рушились политические режимы — в странах Восточной Европы, некоторых государствах Азии, Африки и Латинской Америки, — государственные гимны менялись по три раза и более.
Часто страны, не имевшие богатой гимнографической традиции, специально приглашали зарубежных музыкантов для сочинения главной музыки государства. Так, мелодию королевского гимна Таиланда написал русский музыкант и композитор Петр Щуровский.
Муки выбора
Проблемы выбора национальной песни возникли в конце ХХ века в странах, где изменился политический строй (республики бывшего СССР, Восточной Европы, Монголия, ЮАР). В одних странах восстановили исторические гимны, в других — переделали существовавшие до перемен, а некоторые государства создали совсем новые.
Монголия в 1991 году вернулась к прежнему государственному гимну, написанному в 1950 году. Правда, его текст пришлось немного переделать — из него убрали имена Сталина, Сухэ-Батора и Чойбалсана.
Босния, Армения, Молдова, Грузия, Казахстан и Россия перепробовали за пятнадцать лет несколько вариантов. Казахстану после провозглашения независимости в 1991 году пришлось обновить свою главную песню: на музыку гимна Казахской ССР положили новый текст, а в 2006-м страна приняла новый гимн, выбрав для него песню «Мой Казахстан», написанную в 1956 году.
Вокруг света
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Уже 30 июля 1972 года с этой песней в помощь воставшим вошёл в Париж Марсельский батальон.....С тех пор,правда с перерывами,"Марсельеза" является гимном франции.
История написания песни,хорошо описана в известной новелле Стефана Цвейга" Гений одной ночи". Парадоксальным является то,что Руже де Лиль был убеждённым монархистом,в 1793 году,во время террора, был арестован,но избежал гильотины благодоря заступничеству рев.вождей,как автор,ставшей гимном( ненадолго)" Марсельезы".В армии Наполеона служил снабженцем войск....Его прах покоится с 1915 года в Доме Инвалидов в Париже,рядом с Наполеоном.