Свой творческий путь Федотов начинал как художник-самоучка, у него не было системного художественного образования. После кадетского корпуса Павел служил прапорщиком в Петербурге в Финляндском полку, параллельно рисовал любительские портреты и дружеские шаржи, изучал картины в Эрмитаже и посещал классы Академии художеств в качестве вольнослушателя.
В 1840-х создал серию акварелей – жанровых сцен, посвященных будням сослуживцев. И только в 1844 году, выйдя в отставку, решил посвятить себя искусству. Это решение было подкреплено письмом Николая I:
«Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц, и потребовать от него письменного на это ответа».
После этого Федотов постоянно совершенствовал свои художественные навыки и в 1848 году на академической выставке представил публике три первые живописные работы – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Именно за последнюю картину художник получил звание академика.
Композиционное решение картины «Сватовство майора» представляет собой некую мизансцену. Это прослеживается в постановке поз и жестов, в мимике персонажей. Моделей художник искал на улицах Петербурга, а интерьер - в трактирах или купеческих домах, заходя в гости под различными предлогами. Сюжет посвящен типичному для середины XIX веку событию - взаимовыгодному союзу между купеческой и дворянской семьями, где каждая сторона остается в выигрыше. Купцы получают дворянский статус, а обедневший дворянин - купеческие деньги. Федотов в присущей ему ироничной манере мастерски отображает это в своей работе.
«Сватовство майора», а также другие знаковые произведения Павла Федотова можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1