Сильная роса на Ивана — уродятся огурцы, звёздная ночь — к обилию грибов.
Обильная утренняя роса — значит, огурцов будет много.
Дождливая погода до Ивана — к урожаю хлеба.
Гроза на Купалу — орехов будет мало и они будут пустые.
Гроза на Купалу сулила неурожай орехов
Если успеть до восхода солнца в Иванов день накосить травы — будет хорошее сено для скота, а в семье достаток.
🌺Ивановская ночь считалась благоприятной для гаданий. Девушки молча в одиночку бегали за хлебными колосками в поле, клали их за пазуху или в волосы: если по приходе домой обнаруживалось, что колосок распустившийся, то загаданное девушкой желание должно сбыться. В Победоносной перед сном клали цветы под голову: будущий жених должен был явиться во сне за букетом.
По народным представлениям, Колдуны и ведьмы отнимали молоко у коров, поэтому крестьяне предпринимали меры защиты: наговаривали на воду и поили скот, клали на крынку с молоком нож, который лежал так всю купальскую ночь, на порог хлева бросали крапиву. Верили, что ведьмы могут превращаться в лягушек, свиней, кошек, которые прибегают к зажжённым кострам, поэтому всех кошек прогоняли в ту ночь прочь. Ведьмы могли превращаться и в колёса, поэтому ребятишки катали зажжённое колесо, думая, что ведьма, почувствовав это, выйдет и начнет ругаться. В Герасимовке зажжённое колесо носили высоко поднятым на палке. Вокруг костров водили хороводы, через них прыгали, взявшись за руки парень и девушка, пытаясь узнать, жить им вместе (руки не разомкнутся) или порознь. Берёзовые веники и цветочные венки бросали через костёр определяя: далеко улетит – далеко замуж выходить.
🌿Всю ночь молодёжь гуляла, а утром шли встречать рассвет, веря, что солнце в Иванов день всходит красивее, чем в обычные дни. В Соляном, где Иван Купала являлся престольным праздником, в этот день всё мыли, белили, пол устилали травой, в днём служили молебен в Ивановой роще, освящая скот. С этого дня начинали заготавливать берёзовые веники, которыми парились на Купалу в бане. В Кубрино веник украшали лентами и говорили: «Жених в баню пошёл». В Загваздино, выйдя из бани, бросали веник через плечо на гору (берег реки).
Но главная забота в это время была об урожае, которому требовались дожди. В Бобринке после обедни верующие со священником шли в лес «встречать дождь». С собой брали вёдра, лукошки, «чтобы собирать святые дождинки». На поляне устраивался молебен «во славу дождя и грома». Грешники, принимавшие участие в молебне, надеялись на отпущение грехов. А в Белом Яру существовал другой способ вызова дождя: ребята разбивали палками крынки, висевшие на тыне. Но самым действенным в этот день (по убеждению крестьян) способом вызова дождя было обливание водой (колодезной, речной, озёрной) всех встречных, особенно девушек, катание их по земле, затаскивание в воду, всеобщее купание в реке.
📜 М.А. Жигунова, Н.А. Томилов «Русский народный праздник», Омск, Издательский дом «Наука», 2006 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев