Урок субботней школы № 3. «Противостояние»
Памятный стих:
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк.2.27-28).
Главная мысль урока:
Истина Божия не популярна в этом мире, большинство людей не принимают и отвергают ее.
Цель урока:
Показать, что несмотря на отвержение большинством людей Божьей истины, она является путеводителем ко спасению.
• Как понимать слова Христа: «суббота для человека»?
«Поскольку это отдохновение происходило в субботу, “благословил Бог седьмой день и освятил его”, отделив его как святыню. Господь дал этот день Адаму как день отдыха. Это должно было служить напоминанием о делах творения, следовательно, знамением силы Божьей и Его любви… Суббота направляет наши мысли и сердца к природе и приводит нас к общению с Творцом… Исцеляя сухорукого, Иисус осудил обычаи иудеев, сохранив четвертую заповедь в том виде, в каком Бог дал ее. “Можно делать добро в субботу”, — утверждал Он. Отвергнув бессмысленные запреты, нагроможденные иудеями, Христос чтил субботу, в то время как те, кто жаловался на Него, бесчестили святой день Божий». (Желание веков, с.281,282, 287)
• Почему Иудеи противились Христу, когда Он исцелял в субботу больных?
«Когда евреи отдалились от Бога и отказались поверить в праведность Христа, суббота потеряла свой смысл для них. Пытаясь возвеличиться и отвратить народ от Христа, сатана сделал все, чтобы исказить значение субботы, ибо она является символом власти Христа. Вожди еврейского народа исполняли волю сатаны, обременяя день Божьего покоя многочисленными предписаниями. Во времена Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение ее отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца». (Желание веков, с.283)
Воскресенье. Исцеление расслабленного
• Прочитайте Марк.2.1-12. Что произошло в Капернауме?
«Тогда по его предложению друзья подняли больного на кровлю дома и, разобрав ее, спустили его к ногам Иисуса. Беседа прервалась. Спаситель взглянул на скорбное лицо, увидел умоляющий взор, обращенный к Нему. Он понял, что произошло: к Нему устремился беспокойный и сомневающийся дух этого человека. Расслабленный находился еще у себя дома, когда Спаситель пробудил его совесть. Когда же этот человек покаялся в своих грехах и уверовал, что Иисус может исцелить его, животворящая милость Спасителя коснулась жаждущего сердца…» (Желание веков, с.267)
• Как вы думаете, почему Христос вначале прощает грехи расслабленного?
«Слова Спасителя прозвучали, словно музыка, для слуха страдальца: “Дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои”. Бремя отчаяния спадает с души больного; мир, обретенный через прощение, воцаряется в его душе — это заметно и по выражению его лица. Боль пропала, и все его существо преобразилось. Беспомощный паралитик исцелен, виновный грешник прощен! С простой верой он принял слова Иисуса как дар новой жизни. Он ни о чем больше не просил и лежал в блаженном молчании, исполненный такого умиротворения, что не мог произнести ни единого слова. Свет небесный озарил его, а народ с благоговением смотрел на происходящее». (Желание веков, с.268)
• Если больной уже был рад, что Христос простил ему грехи, для чего Иисус его исцеляет?
«Иисус объявил, что грехи расслабленного прощены. Фарисеи ухватились за эти слова, считая их богохульством, и решили, что смогут представить это грехом, достойным смерти. Они говорили про себя: “Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Марк.2.7). Устремив на них Свой взор, от которого они съежились и подались назад, Иисус сказал: “Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: “прощаются тебе грехи”? или сказать: “встань, возьми свою постель и ходи”? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному, — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой”. И тогда тот, кого принесли Иисусу на носилках, поднялся на ноги с такой гибкостью и силой, словно это был молодой человек: живоносная кровь снова струится в его жилах, каждый орган его тела неожиданно начинает действовать, мертвенно-бледный цвет исчезает, на щеках появляется здоровый румянец. “Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали”». (Желание веков, с.269)
Понедельник. Призвание Левия и вопрос о посте
• Прочитайте Марк.2.13-14. Как в Израиле относились к сборщикам подати во дни Иисуса?
«Из римских чиновников самыми ненавистными в Палестине были мытари. Чужеземные власти облагали иудеев налогами, и это раздражало их, напоминая об утраченной независимости. Сборщики податей являлись… вымогателями, обогащавшимися за счет народа. На иудея, который принимал эту должность от римлян, смотрели как на предателя своего народа. Его презирали как отступника, причисляя к разряду самых подлых и низких людей общества». (Борьба и мужество, с.283)
• Почему Христос призывает Левия Матфея в ученики?
«К этому сословию принадлежал и Левий Матфей, призванный на служение Христу вслед за четырьмя учениками у Генисаретского озера. Фарисеи судили о Матфее по его должности, но Иисус видел, что сердце этого человека открыто для истины. Матфей слушал учение Спасителя. Когда обличающий Дух Божий открыл ему его греховное состояние, у него появилось страстное желание искать помощи у Христа. Но он привык к недоступности раввинов и даже не предполагал, что столь великий Учитель обратит на него внимание. Однажды, сидя в своей конторе по сбору пошлин, этот мытарь увидел приближающегося Иисуса. Как же велико было его удивление, когда он услышал сказанные ему слова: “Следуй за Мной”. Матфей, “оставив все, встал и последовал за Ним”. Он не колебался, не задавал вопросов и не думал о том, что меняет прибыльную должность на бедность и лишения. Он довольствовался тем, что будет с Иисусом, сможет слушать Его слова и объединиться с Ним в Его работе…» (Борьба и мужество, с.283)
• Какие аргументы были у Христа, когда Его обвиняли в общении с мытарями и грешниками? Марк.2.15-17.
«Иисус не стал дожидаться, когда Его ученики ответят на это обвинение, но Сам сказал: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”. Фарисеи, считая себя духовно здоровыми, не испытывали нужды во враче; но в то же самое время они были уверены, что мытари и язычники погибают от душевных недугов. Так не в том ли состояла задача Христа как врача, чтобы обратиться к тем людям, которые нуждались в Его помощи? И хотя фарисеи были очень высокого мнения о себе, в действительности они находились в более прискорбном положении, чем те, кого они презирали. Мытари, менее фанатичные и самодовольные, были более открыты для истины». (Желание веков, с.275)
• Что особенного говорит Христос о посте?
«В Марк.2.18-22 поднимается новая тема. Это центральная история из пяти историй, посвященных противостоянию между религиозными руководителями и Иисусом. Там, где в предыдущем разделе рассказывалось о пиршестве, устроенном Левием, эта история разворачивается вокруг темы поста. Она состоит из вопроса о том, почему ученики Иисуса не постятся, в то время, как Иоанн Креститель и фарисеи постятся. Иисус отвечает притчей, в которой он сравнивает Свое присутствие среди учеников со свадебным пиром. Поститься на свадьбе странно, не так ли? Но Иисус действительно предсказывает тот день, когда жених отнимется, намекая этим на Свою смерть. В то время ученики будут поститься. Иисус продолжает. Он приводит два примера, которые подчеркивают контраст между Его учением и учением религиозных руководителей — небеленая заплата на ветхой одежде и молодое вино в старых мехах. Этим Иисус показывает, насколько испорченными стали пути учителей закона. Даже истинная религия может превратиться во тьму, если не пребывать в близких отношениях с Богом». (Пособие по изучению Библии в субботней школе)
Вторник. Господин субботы
• Прочитайте Марк.2.23-28. Что делали ученики в субботу?
«Однажды в субботу Иисус с учениками возвращался из синагоги, проходя засеянными полями. Был поздний час, и ученики были голодны. Они стали срывать колосья, растирать их в ладонях и есть. В обычные дни не запрещалось тому, кто голоден, утолить свой голод в чужом поле и саду. Но этого нельзя было делать в субботу. Противники Христа, фарисеи, увидев, что делают Его ученики, укорили Его: “Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу” (Матф.12.2)». (Христос – наш Спаситель, с.33)
• Как Христос отреагировал на обвинения фарисеев?
«Христос, защищая учеников, напомнил им о Давиде, который, будучи голоден, не только сам ел хлебы предложения из святилища, но и дал бывшим с ним. Если Давид не нарушил заповедь, то не преступают заповедь и ученики, когда, будучи голодны, срывают колосья в святой субботний день. Суббота была создана не для того, чтобы стать бременем для человека, но для его блага. Ее назначение — дать покой и мир. Иисус утвердил это словами: “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Марк.2.27)». (Христос – наш Спаситель, с.33)
• Для чего Бог дал человеку субботу?
«Священники в храме трудились гораздо больше в субботу, чем в остальные дни. Работа мирская, ради получения прибыли, была бы греховной, но священники служили Богу. Они совершали обряды, которые указывали на искупительную силу Христа, их труд соответствовал назначению субботы. Но ныне пришел Сам Христос. Ученики, трудясь для Христа, служили Богу, и все, что необходимо для совершения этой работы, можно было делать и в субботний день. Христос хотел научить и Своих учеников, и Своих врагов, что самое главное — это служение Бога Своему творению. Деятельность Господа в этом мире сосредоточена на спасении человека, и поэтому все, что с этой целью совершается в субботний день, не будет нарушением закона о субботе. И затем Иисус увенчивает Свои доводы, объявив Себя “господином субботы” — Тем Единственным, Кто превыше всех законов и всех дел. Вечный Судия снимает вину с учеников, ссылаясь на те самые уставы, в нарушении которых их обвиняют». (Желание веков, с.285)
Среда. Рамочная композиция (часть I)
• Прочитайте Марк.3.20–35. Какое обвинение предъявили книжники в адрес Иисуса?
«Когда Христос был на этой земле, народ толпился, чтобы услышать Его. Так просты и ясны были Его слова, что самые необразованные из народа могли понять Его. Люди слушали Его, как зачарованные. Это раздражало книжников и фарисеев. Они были исполнены зависти, поскольку народ слушал очень внимательно слова этого нового Учителя. Они решили разрушить Его влияние на толпу. Они начали с нападок на Его характер, говоря, что Он рожден в грехе, и что Он изгоняет бесов силою князя бесовского. Так исполнились слова: “Возненавидели Меня напрасно” (Иоан.15.25; Пс.68.5). Иудейские вожди оклеветали и преследовали Того, Кто лучше десяти тысяч других». (Взгляд ввысь, с.325)
• Прочитайте Марк.3.28-30. Что Христос называет: «хула на Духа Святого»?
«Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать. Именно через Духа Бог проникает в сердце человека, но если кто-то добровольно отвергает Духа, утверждая, что Он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него…» (Удивительная Божья благодать, с.215)
• Каким образом происходит в жизни человека «хула на Святого Духа»?
«Ослепляет людей и ожесточает их сердца вовсе не Бог. Он посылает людям свет, чтобы нам можно было исправить собственные ошибки и следовать правильным путем, однако, отвергая Его свет, человек слепнет, и его сердце ожесточается. Часто этот процесс происходит постепенно и почти незаметно. Свет приходит к людям через Слово Божье, через служение Его посланников или через прямое воздействие Его Духа. Но когда отвергается хотя бы один луч света, духовное восприятие притупляется, и последующее откровение света различается еще меньше. Так мрак сгущается в душе, пока она совсем не погрузится во тьму… Для того, чтобы оказаться во власти тьмы, вовсе необязательно избирать служение царству тьмы — достаточно только отказаться войти в царство света… Чаще всего грех против Святого Духа проявляется в упорном пренебрежении Божественным призывом к покаянию. Каждый шаг на пути отвержения Христа — это шаг к отвержению спасения, шаг ко греху против Святого Духа». (Желание веков, с. 322,324)
Четверг. Рамочная композиция (часть II)
• Прочитайте Марк.3.20-21. Что заставило родных Иисуса посчитать, «что Он вышел из себя»?
«Обвинение в психической нестабильности довольно серьезно. Обычно его выдвигают в результате какого-либо случая, когда человек представляет угрозу самому себе или другим. Семья Иисуса сочла, что это так, потому что Он был настолько занят, что не находил времени, чтобы поесть. Они намеревались взять на себя заботу о Нем, и на этом внешняя история обрывается, прерываясь внутренней историей о книжниках, обвиняющих Иисуса в сговоре с дьяволом. Между внешней и внутренней историей в данном случае существует странная параллель. Кажется, что семья Иисуса думает о Нем примерно то же, что и книжники. Семья говорит, что Он сумасшедший. Книжники говорят, что Он договорился с дьяволом». (Пособие по изучению Библии в субботней школе)
• Прочитайте Марк.3.31-35. Как понимать слова Христа: «кто матерь Моя и братья Мои»?
«В то время, как Иисус учил народ, ученики передали Ему, что Его мать и братья желают видеть Его. Зная, что было в их сердце, Иисус так ответил: “Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь”. Все, принимающие Христа верою, связаны с Ним узами гораздо более тесными, чем родственные отношения. Такие люди становятся едины с Ним, как Он был един с Отцом. Духовные узы, связывавшие Иисуса и Его мать, которая верила Его словам и следовала им, были несравненно крепче их родственных связей. А братья Его не могли воспользоваться преимуществом своего родства с Ним до тех пор, пока они не приняли Его как своего личного Спасителя». (Желание веков, с.325)
• Что для нас означают слова Иисуса: «кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»?
«Все, принимающие Христа, как своего личного Спасителя, не оставлены сиротами, которым суждено в одиночестве переносить тяготы жизни. Христос принимает их в небесную семью. Он приглашает называть Его Отца своим Отцом, для Него они — меньшие братья, дорогие сердцу Господа, связанные с Ним самыми нежными и прочными узами. Бог испытывает к ним великую нежность, превосходящую нежность родителей к беспомощному ребенку настолько, насколько Божественное превосходит человеческое». (Желание веков, с.326)
Заключение
«Всем, кто принимает субботу как знамение созидательной и спасающей силы Христа, она станет отрадою. Видя в ней Христа, они возрадуются в Нем. Суббота указывает на дела творения, как на свидетельство Его могущественной силы искупления. И хотя суббота напоминает об утраченном Едеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя. И все в природе повторяет Его призыв: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Матф.11.28)». (Желание веков, с.288) https://svitok.icu
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев