Памятный стих: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).
Божий замысел о браке
1. Мк.10:2 – с какой целью фарисеи задали вопрос о разводе? Как они относились к разводу?
Мк.10:2 - Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
а) Среди фарисеев развод считался законным. Вопрос был в том, какова причина для этого.
Школа Шаммая, возможно, была более строгой. Согласно учению Шаммая, причинами для развода могли быть бездетность, лишение материальной поддержки, эмоциональное пренебрежение и супружеская неверность. Школа Гиллеля была гораздо снисходительнее, разрешая развод практически по любой причине, хотя их процесс предоставления развода был более сложным, что помогало страстям улечься.
Фарисеи ссылаются на Втор.24:1-4, где описывается конкретный случай повторного брака после развода. Израильтяне во времена Моисея уже практиковали развод. Закон о том, как поступать в этом случае, описанный во Втор.24, был призван обеспечить защиту женщины. Но во времена Иисуса школа Гиллеля его исказила так, чтобы облегчить получение развода практически по любой причине. Таким образом, закон, призванный защитить женщину, использовался для того, чтобы было легко от нее избавиться.
б) Фарисеи, задавая вопрос о разводе, желали втянуть Иисуса в неприятности с Иродом Антипой, правителем региона к востоку от Иордана, именно на его территории находился в данный момент Иисус. Антипа развелся со своей женой и женился на Иродиаде, жене своего брата. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя из-за того, что тот упрекал его в этой незаконной связи (Мф.14:1–12).
2. Мк.10:1-12 – как Иисус показывает, что можно и что нельзя в семейной сфере?
Быт. 2:24; Мк.10:9 – каков Божий замысел о браке?
Быт.2:24 - Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Мк.10:9 - Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Вместо обсуждения прецедентного права из Втор.24 Иисус обращается к Быт. 1 и 2, в которых описан первоначальный Божий идеал брака. Он отмечает, что вначале Бог создал мужчину и женщину (Быт.1:27), две отдельные личности. Затем Он объединяет эту истину с Быт.2:24, согласно которой мужчина оставит своих родителей и прилепится к жене, и двое станут одной плотью. Эта концепция единства становится основой поддержки Иисусом брачных уз. То, что Бог сочетал, человек да не разлучает.
3. Что ваша община может сделать, чтобы укрепить браки? Как помочь тем, чьи браки уже распались?
Иисус и дети
1. Мк.10:13-16 – почему ученики не допускали ко Христу детей?
Мк.10:13-16 – Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
«Среди иудеев существовал обычай приводить детей к раввину, чтобы он возложил на них руки для благословения. Но ученики Спасителя думали, что Ему не стоит отвлекаться от Своих трудов по такому поводу. И когда матери пришли к Нему со своими детьми, ученики смотрели на них с неприязнью. Они считали: эти дети слишком малы, чтобы получить пользу от общения с Иисусом, и Он будет недоволен их присутствием. На самом же деле Иисус был недоволен Своими учениками. Спаситель понимал заботу и бремя матерей, которые стремились воспитать своих детей в соответствии со Словом Божьим. Он услышал их молитвы и Сам привлек их к Себе» (Желание веков, с.511).
2. Мк.10:14 – как отреагировал Иисус на действия учеников?
Мк.10:14, ИПБ – Увидев это, Иисус вознегодовал и сказал ученикам: «Пусть дети приходят ко Мне, не препятствуйте им, ибо Царство Божие — для таких, как они!
Иисус решительно настаивает на том, что ученики не должны препятствовать детям приходить к Нему.
«Иисус всегда любил детей. Он благоволил к их детской привязанности, к их открытой, непритворной любви. Благодарность и хвала из чистых уст звучала музыкой, которая подкрепляла Его, утомленного общением с коварными и лицемерными людьми. И куда бы Спаситель ни приходил, Его благорасположение, чуткость и ласковое обхождение завоевывали любовь и доверие детей» (Желание веков. с. 511).
«В детях, пришедших к Нему, Иисус видел наследников Его благодати и подданных Его Царства» (там же).
3. Мк.10:16 – какое ободрение и наставление для матерей можно почерпнуть из этой истории?
Мк.10:16 - И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Суд.13:12 - ... как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?
«Даже несмышленый младенец может пребывать под сенью Всемогущего по вере молящейся матери. Иоанн Креститель был исполнен Святым Духом от рождения. Если мы стремимся жить в общении с Богом, мы можем надеяться, что Дух Божий будет наставлять наших малышей начиная с самых первых мгновений их жизни» (Желание веков. с. 514).
«Несомненно, дети и сейчас наиболее восприимчивы к евангельскому учению. Их сердца открыты для Божественного влияния, и они твердо помнят усвоенные уроки. Дети могут быть христианами, имея опыт соответственно своему возрасту. Их необходимо наставлять в духовных вопросах, и родители должны предоставить ребенку все возможности для того, чтобы формирующаяся личность могла следовать образу.
Матери и отцы должны смотреть на своих детей как на младших членов семьи нашего Господа, врученных им на воспитание для Неба. Уроки, которые мы сами получаем от Христа, надлежит передавать нашим детям в той мере, в какой способен их воспринять детский ум, понемногу открывая им благородство принципов Неба. Только так христианский дом станет школой, в которой родители будут помощниками Учителя, а главным Наставником - Сам Христос. Когда мать учит детей слушаться ее из любви к ней, она уже преподает им первые уроки христианской жизни. Материнская любовь для ребенка - наглядный пример любви Христа. И малыши, которые доверяют и повинуются своей матери, учатся доверять и повиноваться Спасителю» (там же, с. 515).
4. Мк.10:15 – что это значит — принять Царство Божье как дитя?
Из Комментариев ГК АСД
Здесь Иисус показывает дитя, как образец для взрослых, которому следует подражать. Простое доверие и послушание любви являются представителями тех свойств, которые высоко ценятся в Царствии Небесном. Заметьте, что Иисус говорит о «маленьких» детях, о тех, которые еще не научились от недостойных примеров взрослых грехам сомнения и непослушания.
5. Как вы можете более ясно открывать Иисуса тем детям, которые вокруг вас? Как помочь детям и молодежи оставаться связанными со Христом и церковью? Почему так важна наша помощь в этом вопросе?
«Не позволяйте вашему неосвященному характеру представлять Иисуса в ложном свете. Вашей холодностью и резкостью не препятствуйте детям приходить к Нему. Никогда не давайте им повода думать, что небеса не станут приятным местом для них, если там окажетесь и вы. Не говорите о религии как о чем-то таком, чего дети не в силах понять, и не поступайте так, как будто от них и не ожидается, что они еще в детстве примут Христа. Не создавайте у детей ложного впечатления, будто религия Христа мрачна и уныла и будто, приходя ко Христу, они должны отказаться от всего, что делает жизнь радостной» (Уайт Э. Служение исцеления. с. 43, 44).
Лучшее вложение
1. Мк.10:17 – какой судьбоносный вопрос интересовал юношу? Что мы можем сказать про этого молодого человека, задавшего Христу столь важный вопрос?
Подход этого человека свидетельствует о его искренности и уважении к Иисусу. Он подбегает, преклоняет перед Ним колени и задает судьбоносный вопрос для каждого: что требуется для того, чтобы унаследовать вечную жизнь?
Юношу тронуло отношение Иисуса к детям. Его вопрос прозвучал от сердца, растопленного в тот момент милостью Спасителя.
2. Мк.10:21-23 – в чем была проблема молодого человека? Какой выбор он сделал?
Богатый молодой человек, как и некоторые ученики Иисуса, осмысливал Царство Божье в земных категориях, и главными составляющими его были богатство и власть.
Иисус проверяет его искренность, прося о том, чтобы он продал имение и последовал за Ним. Огорчившись, человек уходит, потому что у него было большое имение. В действительности он по-настоящему не соблюдал заповеди. Он нарушил первую, поставив в своей жизни что-то выше Бога. Его богатство было его идолом.
«Христос читал в сердце начальника. Тому недоставало только одного, но это и было жизненно важно. Ему необходимо было обратить свое сердце к Богу; не сделай он этого, все его естество извратилось бы. Потворство своим желаниям укрепило бы в нем эгоизм. Чтобы принять любовь Божью, он должен был отказаться от всепоглощающей любви к самому себе.
Христос испытал этого человека, предоставив ему возможность выбирать между небесным сокровищем и мирским величием. Небесное сокровище было бы дано ему, если бы он последовал за Христом. Но тогда нужно было смирить свое "я", свою волю подчинить Христу. Молодому начальнику была предложена высшая святость Божья. Он получал преимущество стать сыном Божьим и сонаследником Христа в небесном наследии. Но он должен был взять свой крест и последовать за Спасителем по пути самоотречения.
Христос фактически предложил этому правителю: "Изберите себе ныне, кому служить" (Нав. 24:15). Выбор он должен был сделать сам. Иисус страстно желал его обращения. Он указал этому человеку пятно проказы на его духовном облике и с глубоким интересом наблюдал за юношей, пока тот обдумывал Его предложение. Если бы он решил следовать за Христом, ему пришлось бы во всем повиноваться Его словам и оставить все свои честолюбивые замыслы. С каким искренним, горячим желанием, с какой надеждой Спаситель наблюдал за этим юношей, ожидая, что он повинуется призыву Духа Божьего!
Христос поставил единственное условие, без которого этот правитель не мог бы стать истинным христианином. Слова Христа были словами мудрости, хотя они и казались суровыми и требовательными. Единственная надежда юноши на спасение зависела от того, примет ли он их и будет ли повиноваться им. Его высокое положение и его имение незаметно оказывали недоброе влияние на его характер. И если бы он продолжал дорожить этими благами, они вытеснили бы Бога из его сердца. Утаить от Бога что-либо, малое ли великое, - значит ослабить свою моральную устойчивость и силу, ибо если мы любим блага мира сего, даже самые незначительные, они со временем вытеснят все доброе» (Желание веков. с. 519,520).
«Он мечтал о небесных сокровищах, но хотел иметь и мирские блага, которые ему могло доставить его богатство. Его огорчили поставленные условия. Ему хотелось обрести вечную жизнь, но совсем не хотелось чем-либо жертвовать ради этого. Цена вечной жизни показалась ему слишком высокой, и он, опечаленный, отошел, "потому что у него было большое имение" (там же, с. 520).
«Уверенный, что соблюдает закон Божий, молодой иудей обманывался. Как оказалось, его кумиром было богатство. Он не мог следовать заповедям Божьим, поскольку мир занимал в его сердце первое место. Он любил дары Божьи больше, чем Самого Подателя их» (там же, с.522).
3. Мк.10:24 – почему ученики «ужаснулись» от слов Иисуса?
Из Комментариев ГК АСД
Кто же: — Если престиж, влияние и состояние не являются доказательствами Божественного благоволения, размышляли ученики, то те, у которых ничего такого не имелось, тем более не могли спастись.
4. Мк.10:17-31 – какие принципы отношения к богатству проявляет история беседы с богатым юношей?
В чем может быть проблема в отношении к деньгам и почему верные Богу христиане, богатые они или бедные, должны быть осторожны в своем отношении к деньгам?
Можно сказать, что богач уже был гражданином «великого царства» на этой земле, то есть царства мамоны, или богатства. «Ибо у него было большое имение» (Мк.10:22). Но даже если богатый юноша и верил Писанию, он не хотел отделяться от «своего царства».
Слишком много людей строят в этом мире великие империи, которые мешают им увидеть значимость Царства Божьего в их жизни. В результате они не ставят Царство Божье на первое место.
Царство Божье в человеческом сердце должно быть поставлено выше верности всякому земному царству. Таким образом, Марк подчеркивает господство Бога над нашей жизнью. Когда Господь царствует в нашей жизни, Он царствует и над нашим имуществом. Если этого не происходит, мы не вошли в Царство Божье.
«Тем, кто подобно этому молодому начальнику занимает высокое положение, обладает большим имением, может показаться слишком великой жертвой оставить все, чтобы последовать за Христом. Но так должен поступать всякий, кто хочет стать Его учеником. Бог ничего не сможет принять от нас, если мы будем непокорны. Суть учения Христа сводится к отказу от своего „я“. Призыв к самоотречению нередко звучит слишком категорично, но не существует другого пути спасти человека, как только отсечь то, что может пагубно отразиться на характере» (Желание веков. с. 523).
5. Что имел в виду Иисус, когда сказал: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:24). Ср. с Мк.4:19.
Мк.4:19 - но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Стих не говорит, что войти в Царство Божье невозможно, а лишь только что это сделать «трудно». Почему? Одна из возможных причин заключается в том, что очень богатые люди могут не осознавать свою нужду в Боге или в том, что Он может для них сделать.
Мы не можем своими усилиями попасть на небеса, нам нужна благодать Божья, чтобы обрести спасение (Мк.10:27). Только смерть Христа может искупить грехи грешника, затем благодать Христова и жизнь Его воскресения дают силу повиноваться Его повелениям.
6. Можем ли мы без Бога получить от жизни все? Есть ли в жизни вещи, которые мы не можем купить за деньги? Что это?
7. Мк.10:17 - как мы можем войти в Царство Божье?
Богатый юноша спрашивает: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17). В этом вопросе Марк соединяет две идеи: наследование вечной жизни и Царство Божье.
Тема Царства Божьего является центральной темой Мк.10. В этой главе автор размышляет над тем, как человеку войти в Царство Божье. То есть насколько сложно людям это сделать? Марк задает два вопроса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17) и: «Кто же может спастись?» (Мк.10:26). По сути, эти два вопроса выражают одну и ту же идею о том, кто может войти в Царство Божье. Более того, ответы на оба вопроса подтверждают важность, которую Иисус придавал Царству Божьему в Своей проповеди.
Для того чтобы войти в Царство Божье, люди должны принять его и поверить в него с безусловным доверием и верой маленького ребенка: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15).
Дети просто протягивают руки и берут подарок. Иисус жаждет увидеть такое же рвение и принятие в сердцах Своих слушателей, когда они откликаются на Его весть о Царстве и на само это Царство.
Глагол, переведенный как «принимать», происходит от греческого слова дэхомай, что означает «схватиться за что-либо», «с готовностью получать информацию и считать ее истинной, то есть принимать с готовностью, соглашаться, верить»; «принимать присутствие человека с дружеским расположением, оказывать “радушный прием“»
Иисус говорит Своим ученикам, а также остальным Своим слушателям, что, если они хотят войти в Царство, им нужно верить в Царство, им нужно ухватиться за Царство с воодушевлением маленького ребенка, когда он тянется к подарку.
Марк отмечает, что люди, желающие войти в Божье Царство, должны быть подобны малым детям в своем отношении к жизни.
8. Знаком ли кто-нибудь из участников вашей группы с очень богатыми людьми или людьми, занимающими руководящие должности в обществе? Если да, то как участники вашей группы могут помочь этим людям уверовать, что Царство Божье также и для них?
Для Господа нет ничего слишком трудного. С человеческой точки зрения вхождение в Царство Божье может показаться некоторым людям трудным, если вообще возможным. Но помните слова Иисуса: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.10:27).
«Можете ли пить чашу, которую Я пью?»
1. Мк.10:32-37 – какой контраст можно увидеть в этом отрывке? ср. ст.33,34 со ст.35-37. Что занимало умы учеников Христа?
Иисус всё ближе к Иерусалиму. Он открывает ученикам, что с Ним там произойдет. Это не тот сценарий, в который они верят и который хотят слышать. Ученики не просили о том, чтобы им войти в Царство. Вместо этого они добивались в нем высокого положения (Мк.10:37). В Своем ответе Иисус объяснил, что те из Его последователей, которые попытаются войти в Его Царство, обретут в этой жизни как благословения (Мк.10:30), так и гонения. В Мк.10:38-40 Иисус еще раз подчеркнул, что Его Царство подразумевает чашу страданий, а не господство над другими.
«Венец и престол – это знаки состояния души; это знаки победы над собой с помощью Господа нашего Иисуса Христа» (Желание веков, с.549).
2. Мк.10:38-39 – что означают слова Иисуса о чаше, которую Он пьет?
Мк.10:38-39 – Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься
Его чаша будет чашей страданий в Гефсимании и на кресте (Мк.14:36). Но Иаков и Иоанн этого не понимают.
Мк.14:36, ИПБ – и говорил: «Авва, Отец мой! Тебе всё возможно, избавь Меня от этой чаши! Но пусть будет не так, как Я хочу, а как Ты».
3. Почему ученики Иисуса так уверенно сказали, что они могут пить чашу Иисуса?
Иисус пророчествует, что они действительно будут пить Его чашу и крестятся Его крещением. Иаков был первым из апостолов, принявшим мученическую смерть (Деян.12:2). Иоанн прожил дольше всех из апостолов и был сослан на остров Патмос (Откр.1:9). Иисус указывает, что места в Царстве Божьем зависят от Отца.
4. Мк.10:43-45 – каковы принципы Божьего Царства? Чем они отличаются от принципов, царящих в этом греховном мире?
Мк.10:43-45 – Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Иисус собирает учеников, чтобы изложить Свое самое глубокое учение. Он указывает, что языческие правители используют власть для личной выгоды. Но в Царстве Божьем власть всегда должна использоваться, чтобы возвышать и благословлять других. Иисус подает пример как Царь Царства Божьего. Каким образом? Он отдает Свою собственную жизнь в качестве Жертвы искупления. Это не то, что желали услышать Его ученики.
«Ближе всех ко Христу будет стоять тот, кто постиг на земле всю глубину Его самоотверженной любви, любви, "которая не превозносится, не гордится... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла" (1 Кор. 13:4,5), любви, которая движет учеником, как она двигала нашим Господом, - все отдавать, жить, трудиться и жертвовать даже жизнью для спасения человечества» (Желание веков, с.518).
5. Мк.10:43-45 – что означает так жить? Что для христианина означает быть «рабом» для других? Как вы исполняете эту роль в ежедневных взаимоотношениях с людьми? Как мы учимся служить, а не ждать, когда послужат нам? Что это значит для наших взаимоотношений с другими людьми?
Мк.10:43,44 - Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Наше гражданство в Царстве Божьем подразумевает жизнь жертвенности и служения, а не жизнь господства над другими. Иисус – это пример, которому мы должны подражать.
«В царствах этого мира высокое положение достигалось путем самовозвеличивания. Считалось, что народы существуют только для блага правящей верхушки. Влияние, богатство, образование в значительной степени служили средством подчинения народа в интересах вождей. Высшие классы должны думать, решать, наслаждаться и править, а низшие - повиноваться и служить. Религия, подобно всему остальному, стала использоваться в интересах власть имущих. Считалось, что народ должен верить и поступать так, как ему указывают сверху. Таким образом, за человеком совершенно не признавалось право думать и действовать по своей воле. А Христос учреждал Свое Царство на других основах. Он призывал людей не властвовать, но служить, и сильным предлагал сносить немощи бессильных. Власть, положение, талант, образование налагают на обладающего ими дополнительные обязанности служения своим ближним» (Желание веков, с.550).
«В памяти возлюбленного ученика Христа навсегда остались принципы и слова учения Спасителя во всей их Божественной красоте. До самых последних дней суть свидетельства Иоанна церквам заключалась в следующем: "Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга... Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Ин. 3:11, 16). Именно этот дух наполнял раннюю церковь. Когда излился Дух Святой "у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим... не было между ними никого нуждающегося... Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их" (Деян.4:32,34,33)» (Желание веков, с.551).
«Чего ты хочешь от Меня?»
1. Ср. Мк.10:36,37 с Мк.10:46-52 – что общего в этих отрывках и чем они отличаются? Как отвечает Вартимей на вопрос Иисуса?
2. Мк.10:46-52 – в чем проявилась спасительная вера Вартимея? Что означал титул «Сын Давидов»?
«Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:48). Его слова – это одновременно исповедание веры в Иисуса как Мессию и уверенность в том, что Он сможет его исцелить.
3. Взывали ли вы когда-нибудь: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня»? Что произошло и чему вас научил этот опыт?
4. Если бы вас Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», что бы вы ответили?
5. Эта история завершает раздел в Евангелии от Марка, касающийся ученичества, и служит обрамлением вместе с другой историей об исцелении слепого в Мк.8:22-26. Эти две истории учат тому, что частью ученичества является новый взгляд на мир, хоть иногда поначалу этот взгляд не совсем ясный. Ученичество — это следование за Иисусом тем путем, которым Он ведет.
Уроки, выводы
1. В Мк.10 Иисус наставляет Своих учеников в преддверии креста. Какие важные для ученичества вопросы поднимаются в этой главе? Как вы ответили для себя на эти вопросы?
2. Чтобы испытать опыт Царства Божьего сейчас, мы должны следовать определенным принципам.
О каких принципах Царства Божьего говорится в Мк.10? Стали ли они принципами вашей жизни?
Вывод. В предыдущих главах, которые мы изучали, Марк подчеркивал то особое внимание, которое Иисус в Своей проповеди уделял Царству Божьему. Однако в Мк.10 он отмечает влияние Царства Божьего на сердца людей, которые приняли его принципы в свою жизнь.
Эта глава содержит важные учения о том, что значит следовать за Иисусом, особенно в том, что касается жизни здесь и сейчас: о браке, о детях, о том, как относиться к богатству, а также какова награда и цена следования за Ним. Уроки этой главы готовят последователей Иисуса – будь то ученики 2000 лет назад или ученики в ХХІ веке – к испытаниям, которые сопутствуют ученичеству.
Марк также делится с нами тем, как мы можем вкусить Царство уже сейчас, ожидая его великого проявления в конце времени.
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев