Хаты КУБАНИ. Дом знаменитого оперного певца ДАМАЕВА в ст. ОТРАДНОЙ Кубанской обл. (Баталпашинский отдел).
Дом в станице Отрадной, в котором родился знаменитый оперный певец Василий Петрович Дамаев (1879-1932 гг.). Фото из архива Константина Скиба.
Василий Петрович Дамаев (7 (19) апреля 1878, станица Отрадная, Баталпашинский отдел, Кубанская область - 11 октября 1932, Москва) - российский и советский оперный певец (лирико-драматический тенор)
Оперный певец Василий Петрович Дамаев (1879-1932 гг.).
Дамаев В.П. происходил из крестьянской среды. Окончив четыре класса станичной школы, был вынужден сам зарабатывать, мальчишкой стал работать пастухом. Музыкальность проявилось очень рано - сам научился играть на скрипке и пел в церковном хоре, а в 16 лет в своей станице организовал казачий любительский духовный хор. А в 17 лет женился на соседской девочке, скоро появились дети, росло хозяйство.
Судьбу юного певца из честного церковного хора изменил случай: приехавший чиновник из Москвы услышал его и уговорил серьёзно заняться музыкальным образованием.
В 1895 году Дамаев перебрался в Майкоп, но там учиться музыке не мог, а денег на профессиональное качественное образование не было. Молодого человека поддержал московский присяжный поверенный И. Л. Гар, и благодаря его помощи Дамаев сумел уехать в Москву, чтобы учиться.
С 1903 года 25-летний кубанский казак начал заниматься у певицы В. П. Козловой, затем брал уроки пения у А. М. Успенского; Дамаев пел в церковном хоре, но этих денег на хватало, и музыкальные уроки оплачивал меценат К. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко».
В 1904-1905 гг. студент Московского музыкально-драматического училища (педагоги М. Медведев и А. М. Успенский).
С 1906 г. выступал в благотворительных концертах с романсами и русскими народными песнями. Впоследствии немало концертировал и гастролировал с репертуаром, куда входили народные песни: в 1908-1910 концертировал в Орле, Рязани, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове.
В 1906-1920 гг или 1924 гг. - артист Оперного театра Зимина, первые партии там готовил под руководством режиссёра П. С. Оленина и дирижёров Э. А. Купера и Е. Букке.
Через много лет С. И. Зимин писал в мемуарах: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере „Борис Годунов“ знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы… Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо».
В период сценической деятельности в Опере С. Зимина занимался вокалом с Ф. Канцель. Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука). Кроме того, молодого неопытного певца перегружали работой, от этой перегрузки страдал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия.
Одновременно В. Дамаев много концертировал (весной 1910 г. вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил концертное турне по Волге) и работал в нескольких частных антрепризах (принимал участие в спектаклях оперной труппы под управлением И. М. Лохвицкого-Ланского), с которыми гастролировал по России и за рубежом. Сам организовал оперную труппу в Нижнем Новгороде (весной 1916 была поставлена опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова).
В 1909, 1911, 1913 гг. - принимал участие в «Русских сезонах» (в Париже и Лондоне) по приглашению С. Дягилева, который очень высоко ценил певца и называл его «русским Таманьо», там Дамаев в опере «Псковитянка» стал партнером Шаляпина, причем в первый раз приглашение от Дягилева последовало через месяц после того, как В. П. Дамаев впервые выступил на оперной сцене. В 1911 году опубликовал мемуарную заметку «Как я сделался артистом» // Театр. 1911. № 979. С. 6-7.
Ежегодно устраивал концерты в московском Большом театре, готовил и проводил концерты старинной русской песни в различных организациях (в зале Дворянского собрания). После революции в 1917 году продолжал ту же концертную деятельность, но уже для красноармейцев.
В 1921-1922 гг - пел в опере «Наш театр».
В 1922-1924 гг. - в театре «Аквариум». В 1926 г. возглавлял труппу «Аквариума». Одновременно принимал участие в спектаклях национализированного бывшего частного театра С. И. Зимина — «Свободной опере Зимина».
В 1928-1930 гг. — художественный руководитель и солист передвижной Московской областной оперы, с которой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле.
В концертной деятельности пел п/у М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, П. М. Славинского, Н. Черепнина.
Записывался на грампластинки (всего записал около 40 произведений) на московских студиях: «Бека», 1905; «Граммофон», 1910—1914; «Музтрест», 1910—13; «Пате»/Pathé, 1911; «Лирофон».
В 1922 году вынужден был оставить сцену. Другие источники называют 1930 год.
В 1931-1932 гг. - работал в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.
В. П. Дамаев похоронен на Преображенском кладбище.
Архивные материалы певца хранятся в ГЦММК, ф. 209, 100 ед. хр., 1895—1958.
На родине певца в кубанской станице Отрадной организован посвященный ему музей.
Сын: Дмитрий Васильевич Дамаев (1903-1988) - певец (тенор), солист Московского театра оперетты, затем Московской областной оперетты.
Дочь: Марина Васильевна Дамаева (1915-1982) - балерина московского Большого театра.
Творчество певца отмечали многие музыкальные деятели, А. В. Нежданова назвала В. Дамаева «блестящим русским певцом».
Пружанский А. М.: «Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Не владея профессиональным актёрским мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исполнения».
Музыкальная энциклопедия: «Дамаев обладал голосом большой силы, ровным во всех регистрах, прекрасной дикцией. Его игра отличалась искренностью, ярким темпераментом. Особенно близки его исполнительскому стилю были партии в русских операх».
"Дом как дом, из кольев и обплетен ивой, толщина стен 70 см... мазанный, беленый, углы деревянные, зимняя половина и летняя с Русской печкой, посередине комора, пол глиняный, мазаный, на зиму обкладывался фашинами из камыша по низу, крыша из камыша... Мазался глиной с соломой вчистовую, глиной с навозом коровьим и белился. Мазался каждый год весной, крыльцо на столбах. Зимой жили там, где печка....ставни на окнах...фундамет из глины с булыжниками...." (комментарий Николая Жмутова).
"Я еще вижу женщин, на фото. Одеты в платки нижний и верхий, три юбки, фартук, рубаха, кофта, жилет из кроликаи плюшка-тулупчик из натурального меха очень короткого. На ногах чулки х/б, гольфы и бурки с галошами, кожанными. Бельё женщины не носили никакое.. " (комментарий Николая Жмутова).
"Комора - это помещение в конце коридора, допустим, крыльцо, сени, слева одна комната, справа другая, впереди комора - хозпомещение, там где хранятся продукты, в коморе вход на горище-чердак и льох-погреб..." (комментарий Николая Жмутова).
Откройте полностью тему и прочитаете про Дамаева, найдёте большое количество его личных фотографий. Василий Петрович Дамаев (7 (19) апреля 1878, станица Отрадная, Баталпашинский отдел, Кубанская область - 11 октября 1932, Москва) - российский и советский оперный певец (лирико-драматический тенор).
спасибо , автору за очень интересную информацию , Я о Дамаеве впервые узнал в 70 годах и мне было очень приятно , что наш земляк такой талантище ,Но тогда было не просто раздобыть инфу , и вот теперь я много чего прочел . про нашего земляка , почет ему и слава , В БСЭ(большая советская энциклопедия) о нем не было статьи ) )
Комментарии 10