О нем попросил написать его бывший коллега, ветеран педагогического труда, П.М. Глушаков. Петр Михайлович поделился с организаторами акции своими воспоминаниями:
- Благодаря Ивану Ивановичу в 1980 году я, получив дипломом заочного отделения Армавирского педагогического института, стал преподавателем Убеженской школы. А ее выпускники получили возможность без отрыва от общеобразовательных дисциплин изучать устройство тракторов и сельскохозяйственных машин, основы агротехники и получать вместе с аттестатом о среднем образовании удостоверения механизаторов.
Поскольку наш экзамен предшествовал сдаче основных дисциплин, это была еще и хорошая подготовка, психологический настрой на успешную сдачу основных предметов.
Для мальчишек- старшеклассников отличным стимулом к учебе стали занятия в техническом кружке, где они по чертежам из журналов смогли самостоятельно собрать мини- трактор и даже гоночную машину.
Но даже тем ученикам, которые не очень стремились к знаниям, наш директор давал шанс получить среднее образование и осуществить мечты на будущее. Наиболее «старательных» учеников в 9 класс тогда допускали только по решению педсовета. Один из таких случаев запомнился мне больше всего.
Был у нас парнишка, который по всем предметам имел слабенькие троечки, а по русскому языку даже не двойку, а «кол». Учительница продемонстрировала коллегам красные от исправлений тетрадки кандидата на «вылет» из школы. И добавила:
«Вы знаете, что он даже в слове из трех букв умудряется сделать три ошибки!»
В учительской повисла пауза…
- «В каком таком слове?»- спрашиваем.
- «Ишо!»
Тогда Иван Иванович взял мальчишку под свою ответственность, не позволив отчислить из школы. А авторитет директора Бандурко, при всей его доброте и мягкости, был непререкаемым и каждое слово было для всех законом.
По окончанию десятилетки парнишка поступил в Армавирский ЗВТ и стал отличным ветеринарным врачом, настоящим «Айболитом» для домашних животных.
Как- то мы разговорились с Иваном Ивановичем на эту тему, и он сказал очень интересные слова:
- Ты не замечал, что отличники, как правило, старых учителей не узнают при встрече, не здороваются, когда проходят мимо. Зато троечники помнят всю жизнь. Мало того, пока отличники делают карьеру, троечники кормят. Причем, не только нас, но и всю страну.
У нашего директора была потрясающая интуиция на людей…
Из воспоминаний Лидии Петровны Медоний:
-Я пришла в 9 класс Убеженской школы в 1968 году. Директором была Клавдия Васильевна Коробейникова, Иван Иванович Бандурко вел физику. Его жена, Валентина Федоровна - историю.
Знаете, как объяснил мне Иван Иванович, что такое диффузия?
- Представь себе полный мешок картошки. Представила? А теперь скажи, можно ли в него засыпать еще мешок кукурузы? Маленькие зернышки кукурузы займут пространство между клубнями…
Диффу́зия (лат. diffusio «распространение, растекание, рассеивание; взаимодействие») — неравновесный процесс перемещения (молекул и атомов в газах, ионов в плазме, электронов в полупроводниках и тому подобное) вещества из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией, приводящий к самопроизвольному выравниванию концентраций по всему занимаемому объём. Википедия
Я тогда поняла, как просто можно объяснить сложную тему урока, навсегда влюбилась в физику и определилась с будущей профессией- только школа, только обучение и воспитание детей!
В 1979 году после окончания педагогического института я пришла в школу учителем математики, а Иван Иванович стал директором.
В начале своей учительской практики я уже была молодой мамой, растила старшего сына. Иван Иванович, медик по первому диплому, однажды помог мне спасти малыша. У сыночка случилось расстройство желудка, а я решила, что ничего страшного не произошло и пошла на уроки. Услышав об этой «небольшой» неприятности, он тут же приказал мне все бросить, вызвать «скорую» и бежать домой.
- Это же маленький ребенок! Во- первых, нет никакой гарантии, что это не отравление. А во- вторых, даже если, как ты говоришь, ничего страшного- может наступить обезвоживание организма. А это смертельно опасно для малыша!
Сыну тогда своевременно оказали помощь, а я получила еще один жизненный урок от нашего директора.
Еще один случай хочу привести напоследок. Это было накануне выпускных экзаменов в нашей десятилетке. Однажды Иван Иванович отозвал меня на перемене в сторону:
- Понаблюдай за N ( имя девушки называть не будем). Видишь, как она прикрывает руками живот? Это защитная реакция матери, защищающей ребенка. Ты уж, пожалуйста, бережнее к этой девочке… Ей волноваться сейчас нельзя.
Я возмутилась тогда:
- Откуда какая- то реакция у примерной ученицы, дочери хороших родителей?.. Но вскоре опять убедилась в правоте старого педагога. Летом в станице уже пела и плясала свадьба. Первенец в молодой семье появился точно по прогнозу Ивана Ивановича. Но главное - не были покалечены популярными в те времена «педагогическими» и «общественными» мерами судьбы молодых людей.
Вспоминая старого учителя, Александр Петрович Шатохин, бывший ученик Ивана Ивановича, охарактеризовал его несколькими словами:
Только сейчас мы с бывшими одноклассниками поняли, как нам повезло в детстве. Тогда же что нам надо было? На переменах побаловаться, да за дамбу с уроков удрать.
Мы тогда только завуча Ю.Г. Котлярова, боялись. А Ивана Ивановича … Он нам казался тогда слишком добрым. Бывало, расшумимся на уроке, а у него только одно «ругательство» на нас и было : «Что за черт в классе творится?»
А еще мы любили слушать его рассказы о войне. Он не про себя, а про своих боевых товарищей рассказывал, а еще о том, какая страшная на самом деле эта шутка- война.
В статье «Наша учительская гвардия» («Рассвет» за 6 декабря 1988 года №146) об этом написала Татьяна Викторовна Гайдук, коллега И. И. Бандурко :
- Шестнадцатилетним юношей – девятиклассником Иван Иванович прямо со школьной скамьи добровольцем уходит на фронт.
Страшное лицо войны ему пришлось увидеть, еще не доезжая до линии фронта, - на его глазах, во время бомбежки, погиб молодой парень. Потрясенный увиденным, он понял, что война в действительности намного безжалостнее и бесчеловечнее, чем думалось о ней.
Иван Иванович понял, что детство навсегда осталось там, в родной школе, а для него начиналась еще пока не совсем понятная взрослая жизнь, которая повела его по нелегким фронтовым дорогам. Видел кровь и смерть. Находил и терял друзей. Но на счастье матери, выплакавшей глаза, домой вернулся живым.
С боями прошел он Краснодарский край и Крымский полуостров, сражался на «Голубой линии», освобождал от фашистского ига Польшу.
В военном архиве сохранились некоторые наградные листы И.И. Бандурко.
Приказ по 694 стрелковому полку 383 Краснознаменной стрелковой дивизии отдельной Приморской армии 31 января 1944 года № 02/11. Действующая армия.
От имени Верховного Совета Союза ССР награждаю:
Медалью «За отвагу» телефониста роты связи- красноармейца Бандурко Ивана Ивановича за то, что он в боях за хутор Булканах 13.01.44. под под сильным артиллерийским минометным огнем устранил до 25 повреждений линий связи.
Наградной лист от 4 июня 1945 так описывает подвиг красноармейца Бандурко:
26-27.04.45 года под артиллерийским и минометным обстрелом противника, тов. Бандурко, не щадя своей жизни и не покладая рук выносил с поля боя раненых. За указанный период тов. Бандурко вынес с поля боя 27 раненых бойцов и офицеров с их оружием. В бою 28.4.45 тов. Бандурко был ранен и эвакуирован в госпиталь.
Достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда».
Орден Красной Звезды, к которому представили героя, был вручен ему только в 1991 году, на праздничном мероприятии посвященном Дню Победы, в Убеженском доме культуры.
А до этого радостного и немного горького события был госпиталь, возвращение в строй и служба до 1948 года. Были боевые медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Но давайте вновь обратимся к воспоминаниям бывших учеников об учителе и директоре Убеженской школы И.И. Бандурко.
Татьяна Маслова, Светлана Каспрук, Светлана Климова, Любовь и Елена Волковы назвали главными чертами характера Ивана Ивановича необыкновенную доброту, понимание детских душ и любовь к своим воспитанникам. А еще - нежную любовь к своей супруге.
-У них с Валентиной Федоровной была какая- то неземная любовь. Всю жизнь. Нам, девчонкам, так хотелось быть похожими на них. Чтобы и к нам так же бережно относились. Мы не стеснялись спрашивать у Ивана Ивановича о том, какой должна быть настоящая любовь. И он объяснял нам эти самые главные ценности человеческой жизни.
Елена Владимировна Петухова добавляет к рассказу бывших учениц:
- Иван Иванович и Валентина Федоровна неподалеку от нас жили. Каждое утро вдвоем под ручку шли в школу. Вечером так же, по- семейному из школы. Оба строго одетые, статные, красивые, неразлучные.
Свои ордена и медали Иван Иванович надевал на неизменный серый пиджак ко Дню Победы. Так много наград среди учителей Убеженской школы было только у двух человек - у Валентина Григорьевича Черненко и у Ивана Ивановича Бандурко.
Нам есть что вспомнить. Но мы, наверное, только сейчас начинаем понимать, как повезло нам с нашими Учителями.
Убеженское сельское поселение.
Акция «Наши люди»
#Нашилюди #Убеженская
https://vk.com/video-214390741_456239620 Не забывайте чаще звонить своим бабушкам и дедушкам, приходите к ним в гости!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5