АРХИВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ДОКУМЕНТ - "БРАЧНЫЙ ОБЫСК".
Интересные СТАТЬИ.
БРАЧНЫЕ ОБЫСКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
Текст научной работы.
У подавляющего большинства современных читателей слово «обыск», вызывает достаточно неприятные ассоциации, возникают в памяти такие слова как «арест», «задержание», «репрессия» и т.п. И, пожалуй, только историки, священнослужители и музейные работники могут сказать, что у этого слова есть и другое значение. В дореволюционной России существовал такой документ как брачный обыск.
Брачный обыск - это письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака.
Введение процедуры брачных обысков относится к собору 1666-1667 годов. Единообразная форма брачных обысков была составлена Синодом и утверждена указом от 30 ноября 1837 года. Это какой-то аналог современной гражданской регистрации брака, а точнее процедуре, предшествующей регистрации.
Вступавшие в брак должны были предъявлять необходимые письменные документы (приложения к обыску). Количество таких документов могло быть различным в зависимости от того, являются ли жених и невеста совершеннолетними, является ли брак первым по счету, состоит ли кто из них на службе, где живут - в городе или сельской местности и т.д.
Обязательными документами являлись метрические свидетельства и свидетельство о бытии на исповеди с подписями причта и церковной печатью.
Составлял брачный обыск причт церкви перед венчанием. Этот документ удостоверял, прежде всего, отсутствие родства вступающих в брак, при этом имелось в виду не только родство кровное, но и гражданское и духовное.
Результаты проведенного брачного обыска скреплялись подписями жениха и невесты, их поручителей и священнослужителей. Таким образом, запись в метрической книге о бракосочетании фактически представляла лишь итоговую запись своеобразного исследования о возможности венчания брака.
Обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах и хранились в ризницах на протяжении трех с половиной столетий вплоть до отделения Русской Православной Церкви от государства в начале XX века.
К сожалению, обыскных книг сохранилось много меньше, чем, скажем, метрических. Первая причина: в дореволюционный период копии метрик и исповедных ведомостей подавались в консисторию, в отличие от брачных обысков. Во-вторых, с приходом советской власти метрические книги из церквей были переданы органам ЗАГСа. Брачные обыски власти считали документами персонального характера, и поэтому они подлежали уничтожению.
Н.А. Пакшина,
канд. техн. наук, доцент, кафедра прикладной математики, Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
Л.П. Колесова,
хранитель музея с. Быковка, Воротынский район, Нижегородская область. https://cyberleninka.ru/article/n/brachnye-obyski-v-dorevolyutsionnoy-rossii
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Период создания: 12.04.1852 г.
Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль)
Период создания: 1887-1891 гг.
Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей" (Исторический музей).
На спецбланке "Обыск брачный"
Период создания: 1921 г. 3 октября.
Локация: РСФСР, г. Саратов.
Местонахождение: Государственное учреждение культуры "Саратовский областной музей краеведения" (ГУК "СОМК).
Период создания: 1916 г.
Локация: Российская Империя
Источник: 2007 г. oт Лебедевой Серафимы Христофоровны
Дата регистрация объекта в музее: 2008-10-20
Местонахождение: Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики "Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда" (БУК УР "Национальный музей УР).
Дело сброшюровано, в переплетных крышках из склеенных листов бумаги. Листы прошнурованы, скреплены сургучной печатью Соликамского духовного правления. Записи сделаны разными почерками, коричневыми, черными чернилами.
Период создания: 1820 - 1834
Локация: Пермская губ., Соликамский уезд, с. Городище
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Соликамский краеведческий музей" (МБУК "СКМ)
Дело сброшюровано, в переплетных крышках из склеенных листов бумаги. Листы прошнурованы, скреплены сургучной печатью Соликамского духовного правления. Записи сделаны разными почерками, коричневыми, черными чернилами.
Период создания: 1820-1834 гг.
Локация: Пермская губ., Соликамский уезд, с. Городище
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Соликамский краеведческий музей" (МБУК "СКМ)
Период создания: 1895 г.
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение "Харовский историко-художественный музей" (МБУ "Харовский историко-художественный музей).
Книга брачных обысков - письменных актов со сведениями о людях, желающих венчаться в Введенской церкви Чухломского уезда. Книга переплетена, в ней пронумеровано и прошнуровано 402 листа обысков образца 1883 года. Концы шнура скреплены печатью Костромской духовной консистории. Записи производились священнослужителями церкви чернилами и карандашом. В центре титульного листа рукописная надпись: "Книга, данная из Костромской Духовной Консистории священоцерковнослужителям Введенской церкви, что
Период создания: 1889-1935 гг.
Локация: Российская империя, Костромская губерния, Чухломский уезд, с. Введенское.
Местонахождение: Муниципальное казённое учреждение культуры "Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского Чухломского муниципального района Костромской области" (МКУК "Чухломский музей).