Лекция ««Знамение святой Богородицы» в иконографии XV–XVIII веков»
С XV века в искусстве Новгорода появляются изображения чуда от иконы Богоматери «Знамение». Согласно составленному в то время Сказанию, икона спасла Новгород в 1170 году от разорения войсками суздальцев, посланными великим князем Андреем Боголюбским. Этот сюжет стал ярким образцом батальных сцен в древнерусской живописи. После присоединения Новгорода к Москве почитание «Знамения» не исчезло, а приобрело общерусский характер. На лекции будут показаны как знаменитые, так и малоизвестные иконы, миниатюры и росписи с изображением «Битвы новгородцев с суздальцами».
Читает заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева А.Л. Гульманов.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Лекция ««Знамение святой Богородицы» в иконографии XV–XVIII веков»
С XV века в искусстве Новгорода появляются изображения чуда от иконы Богоматери «Знамение». Согласно составленному в то время Сказанию, икона спасла Новгород в 1170 году от разорения войсками суздальцев, посланными великим князем Андреем Боголюбским. Этот сюжет стал ярким образцом батальных сцен в древнерусской живописи. После присоединения Новгорода к Москве почитание «Знамения» не исчезло, а приобрело общерусский характер. На лекции будут показаны как знаменитые, так и малоизвестные иконы, миниатюры и росписи с изображением «Битвы новгородцев с суздальцами». Читает заместитель заведующего научно-исследовательским отделом М
Изображения Богоматери Огневидной известны в русском искусстве с первой трети XVIII столетия в составе графических и иконописных сводов Богородичных икон. Там она представлена без Младенца, оплечно, как правило, в повороте влево. В сборнике сказаний о чудотворных иконах Богородицы «Солнце пресветлое» 1710-х годов она также названа Вангаглийской и связана с Афоном. По преданию икону бросил в огонь император-иконоборец Феофил (829–842), но лик чудесным образом уцелел и был обретен в 845 году в афонском монастыре святого Павла. Действительно, там до настоящего времени сохраняется древняя икона такого типа, созданная в XII веке. В монастыре она имеет еще одно название «Зерц
Лекция «Исихазм и образ Христа в древнерусской иконописи»
Со второй половины XIV века на Руси происходит расцвет искусства иконописи. Он был поддержан приехавшими греческими и сербскими мастерами, принесшими на Русь идеи византийской духовности, распространившиеся в результате победы в богословских спорах середины XIV столетия учения святителя Григория Паламы. Идеи «исихазма», учение о божественном «фаворском свете» находят отражение в иконописи этого времени, в том числе в творчестве выдающегося живописца Феофана Грека, создавшего знаменитые фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде. Андрей Рублев, Даниил Черный и художники их круга впитали лучшее, что могло дать византийское искусство
Поздравляем коллег, сотрудников музеев, гидов, всех проводников в мир прекрасного! Желаем любознательных слушателей, новых открытий и вдохновения! Телефоны Музея имени Андрея Рублева для заказа экскурсий: +7(495)678-14-67 и +7(495)678-98-03, а также по телефону или WhatsApp +7 926 909-1634.
Пророк Захария был одним из двенадцати малых пророков и жил в VI веке до нашей эры, когда евреи возвращались из Вавилонского плена, и началось строительство Второго Храма. Основная часть его пророческой книги — это описание его пророческих видений. Прозвище пророка "Серповидец" существует в русской традиции из-за того, что в славянском переводе Ветхого завета оригинальное слово "свиток" в описании его видения было заменено на "серп", поскольку в древнееврейском языке эти слова отличаются всего лишь одной буквой. Эта замена нашла отражение и в тексте на свитке в руке пророка:"АЗЪ ВИДЕХЪ СЕРПЪ СХОДЯЩЪ С НЕБЕСИ ВЪ ДОЛГОТУ […] В ШИРОТУ ЕI [ …]» (Захар 5. 2), Аналогичная надпись пр
Третье видео из цикла «Заступница усердная» посвящено иконе Богоматери, получивший на Руси именование Смоленская. Эта икона была первой из византийских чудотворных икон, пришедших на Русь не позднее середины XI века. Она присутствовала при всех событиях отечественной истории от времен татарских нашествий, войны с литовцами и поляками, вплоть до войны с Наполеоном. Об истории чудотворного образа на примере иконы Богоматери Смоленская, созданной в 1703 году Тихоном Филатьевым, художником Оружейной Палаты Московского Кремля рассказывает заведующий отделом научно-просветительной работы Ольга Владимировна Никифорова.
Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)»
Почитание Богородицы в X–XII веках распространяется во всех без исключения христианских странах Востока и Запада. На Руси известны особо почитаемые иконы Богоматери, ставшие важнейшей частью русской истории. Среди них – «Владимирская», «Ярославская Оранта», «Благовещение Устюжское» из Новгорода, «Успение Богородицы» из Десятинного монастыря в Новгороде и другие богородичные иконы. На лекции речь пойдет и о тех иконах Богоматери, которым поклонялись на византийской «периферии»: Афоне, Балканах, Грузии. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева,
Иконография Богоматери Взыскание погибших получила название по ее эпитету, встречающемуся в тексте повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане», описывающей события, произошедшие в VII веке. Эта повесть стала известна в России в XVII столетии. Иконография сложилась в XVIII столетии на основе гравюры Схелте Адамса Болсверта по рисунку Ритера Пауля Рубенса. С нее скопированы позы и жесты Богоматери и Младенца, а также архитетурный антураж с арками и балюстрадой. Позднее прославились несколько икон такого типа. Самая известная находилась в селе Бор Калужской губернии. Она, в свою очередь, была списком с иконы из Георгиевской церкви в Болхове Орл
Праведный Симеон Богоприимец, согласно преданию, был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского правителя Птолемея II Филадельфа (ок. 308–245 гг. до н.э.). Дойдя до слов пророка Исайи: «Се дева во чреве приимет...», Симеон усомнился в правильности слова «дева» и попытался исправить текст, но ему явился Ангел и дал обещание, что Симеон будет жить до тех пор, пока не станет свидетелем исполнения пророчества и не примет в свои руки рожденного Девой Спасителя Мира. Дожив до глубокой старости, Симеон узнал в Младенце, принесенном на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, Спасителя, а в юной Марии - Богородицу. В
Самые ранние изображения пророка Аввакума можно увидеть на христианских саркофагах в сцене «Пророк Даниил во рву львином». Аввакум предстает здесь безбородым юношей с короткими волосами, одетым в короткую тунику, в руках у него блюдо с хлебом. В V веке эта сцена вошла в круг традиционных сюжетов, первоначально связанных с погребальным культом, которые появляются на дверях и стенах византийских храмов, а также широко используются в декоративно-прикладном искусстве. «Молитва пророка Аввакума» — изображает пришествие Судии мира, и толкуется христианской традицией как содержащая предсказания о Боговоплощении Иисуса Христа.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-
На сороковой день после рождения Младенца Христа Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Там Святое Семейство встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Увидев Младенца Христа, он воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…», а пророчица Анна, бывшая в храме, восславила Господа. Это событие описано в евангелии от Луки, текст которого лег в основу праздника Сретения, отмечаемого на сороковой день после Рождества Христова, и его иконографии. Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в XVIII веке, когда русские иконописцы активно использовали композици
Образ святой семьи Маккавеев в книжной миниатюре и иконописи
Древнейший памятник выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков» - византийская рукопись 1063 года, на миниатюрах которой представлены святые братья Маккавеи, вместе принявшие мученическую кончину, а также их мать Соломония. Их история, ставшая для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве, была хорошо известна на Руси. День памяти этих святых приходился на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, что нашло отражение в иконе известного северного мастера Ивана Богданова-Карбатовского. Об образе святой семьи Маккавеев и редких памятниках искусства, представленных на проходящей в Музее им. Андре
Согласно житию, мученик Трифон (III век) родился во Фригии близ города Апамеи. Прославился избавлением жителей от уничтожавших хлеб насекомых, изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана III и различными исцелениями. В 250 году был казнен в городе Никее за приверженность христианству. Тело его похоронили в родном селе, а позднее мощи перенесли в Константинополь. По одной из версий, затем их отправили в Рим, по другой - жители города Котора выкупили мощи у венецианцев, вывезших их из Константинополя. Особое почитания мученика Трифона на Руси началось в середине XVI столетия. По преданию, у царя Ивана Грозного во время охоты улетел любимый кречет. После его
Комментарии 4