Праведный Симеон Богоприимец, согласно преданию, был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского правителя Птолемея II Филадельфа (ок. 308–245 гг. до н.э.). Дойдя до слов пророка Исайи: «Се дева во чреве приимет...», Симеон усомнился в правильности слова «дева» и попытался исправить текст, но ему явился Ангел и дал обещание, что Симеон будет жить до тех пор, пока не станет свидетелем исполнения пророчества и не примет в свои руки рожденного Девой Спасителя Мира. Дожив до глубокой старости, Симеон узнал в Младенце, принесенном на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, Спасителя, а в юной Марии - Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник Сретения, символизирующий встречу Ветхого и Нового завета. Память праведного Симеона приходится на следующий день после Сретения.
Мощи святого в древности находились в Константинополе в церкви святого Иакова. В настоящее время их частицы хранятся по всему христианскому миру.
Праведный Симеон всегда изображается на иконах Сретения. В русской иконописи его отдельные поясные и оплечные образы с Младенцем Христом на руках известны с XVI века, но встречаются редко.
На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва Младенец держит в руке свиток с текстом: «Не старец Мене держит но Аз де..». Это фрагмент стихиры на празднование Сретения. Образ был создан в начале XIX века в Романове-Борисоглебске – одном из крупных центров старообрядческого иконописания. Оклад был тогда же исполнен в Москве.
ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ Начало XIX века. Романово-Борисоглебск Оклад: 1805 год. Москва Дерево, темпера, серебро, чеканка, гравировка, золочение; 33 x 27 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)»
Почитание Богородицы в X–XII веках распространяется во всех без исключения христианских странах Востока и Запада. На Руси известны особо почитаемые иконы Богоматери, ставшие важнейшей частью русской истории. Среди них – «Владимирская», «Ярославская Оранта», «Благовещение Устюжское» из Новгорода, «Успение Богородицы» из Десятинного монастыря в Новгороде и другие богородичные иконы. На лекции речь пойдет и о тех иконах Богоматери, которым поклонялись на византийской «периферии»: Афоне, Балканах, Грузии. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева,
Иконография Богоматери Взыскание погибших получила название по ее эпитету, встречающемуся в тексте повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане», описывающей события, произошедшие в VII веке. Эта повесть стала известна в России в XVII столетии. Иконография сложилась в XVIII столетии на основе гравюры Схелте Адамса Болсверта по рисунку Ритера Пауля Рубенса. С нее скопированы позы и жесты Богоматери и Младенца, а также архитетурный антураж с арками и балюстрадой. Позднее прославились несколько икон такого типа. Самая известная находилась в селе Бор Калужской губернии. Она, в свою очередь, была списком с иконы из Георгиевской церкви в Болхове Орл
Праведный Симеон Богоприимец, согласно преданию, был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского правителя Птолемея II Филадельфа (ок. 308–245 гг. до н.э.). Дойдя до слов пророка Исайи: «Се дева во чреве приимет...», Симеон усомнился в правильности слова «дева» и попытался исправить текст, но ему явился Ангел и дал обещание, что Симеон будет жить до тех пор, пока не станет свидетелем исполнения пророчества и не примет в свои руки рожденного Девой Спасителя Мира. Дожив до глубокой старости, Симеон узнал в Младенце, принесенном на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, Спасителя, а в юной Марии - Богородицу. В
Самые ранние изображения пророка Аввакума можно увидеть на христианских саркофагах в сцене «Пророк Даниил во рву львином». Аввакум предстает здесь безбородым юношей с короткими волосами, одетым в короткую тунику, в руках у него блюдо с хлебом. В V веке эта сцена вошла в круг традиционных сюжетов, первоначально связанных с погребальным культом, которые появляются на дверях и стенах византийских храмов, а также широко используются в декоративно-прикладном искусстве. «Молитва пророка Аввакума» — изображает пришествие Судии мира, и толкуется христианской традицией как содержащая предсказания о Боговоплощении Иисуса Христа.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-
На сороковой день после рождения Младенца Христа Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Там Святое Семейство встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Увидев Младенца Христа, он воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…», а пророчица Анна, бывшая в храме, восславила Господа. Это событие описано в евангелии от Луки, текст которого лег в основу праздника Сретения, отмечаемого на сороковой день после Рождества Христова, и его иконографии. Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в XVIII веке, когда русские иконописцы активно использовали композици
Образ святой семьи Маккавеев в книжной миниатюре и иконописи
Древнейший памятник выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков» - византийская рукопись 1063 года, на миниатюрах которой представлены святые братья Маккавеи, вместе принявшие мученическую кончину, а также их мать Соломония. Их история, ставшая для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве, была хорошо известна на Руси. День памяти этих святых приходился на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, что нашло отражение в иконе известного северного мастера Ивана Богданова-Карбатовского. Об образе святой семьи Маккавеев и редких памятниках искусства, представленных на проходящей в Музее им. Андре
Согласно житию, мученик Трифон (III век) родился во Фригии близ города Апамеи. Прославился избавлением жителей от уничтожавших хлеб насекомых, изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана III и различными исцелениями. В 250 году был казнен в городе Никее за приверженность христианству. Тело его похоронили в родном селе, а позднее мощи перенесли в Константинополь. По одной из версий, затем их отправили в Рим, по другой - жители города Котора выкупили мощи у венецианцев, вывезших их из Константинополя. Особое почитания мученика Трифона на Руси началось в середине XVI столетия. По преданию, у царя Ивана Грозного во время охоты улетел любимый кречет. После его
Лекция «Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат»
Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат были римскими воинами. Один из них был простым солдатом, другой военачальником, но оба прославились верностью Христу и непоколебимой стойкостью, которую, согласно их жизнеописаниям, они проявили перед язычниками, врагами христианства. Эти святые широко почитались в православных странах, а их образы повсеместно включали в программу храмовых росписей. Лекция рассказывает о подвиге святых великомучеников и его отражении в духовной культуре Византии и Древней Руси. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина 15 ф
Святители Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Василий Великий (ок. 330–379) и Григорий Богослов (ок. 325–389) внесли особый вклад в развитие церковной догматики и оказали существенное влияние на формирование богослужения. Установление общего дня празднования этим святым, по-видимому, имело целью снять конфликт между последователями каждого. Споры о том, кто из этих святителей достоин большего церковного почитания не утихали до того. как в 1084 (или 1092) году они вместе не явились в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому и не повелели учредить общий праздник, составить службу и почитать всех одинаково, поскольку между собой они во всем согласны и имеют перед Богом равное достоинство.
Земному родословию Христа посвящена сложная композиция «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)». Предки Спасителя, подобно цветам или гроздьям, размещены среди разветвленных побегов, иногда напоминающих виноградную лозу. Эта композиция оказала влияние на появившиеся в позднесредневековое время в балканских странах изображения родословных древ правящих династий, которые размещали на стенах и сводах ктиторских храмов. До 24 февраля 2025 года икону из собрания Государственной Третьяковской галереи можно увидеть на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее им.Андрея Рублева.
Приходите в выходной вместе с детьми в Музей имени Андрея Рублева!
Семейная программа начнется с интерактивной экскурсии по выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков», а затем вас ждет творческое занятие, во время которого дети под руководством художника создадут авторскую салфетку в технике батик. Результат творчества каждый участник заберёт с собой. 16 февраля в 15:30 Возраст участников: 6+
Преподобный Феодосий Тотемский (в миру Феодосий Суморин, ум. 1568) родился в начале XVI века в Вологде. Рано женившись, вскоре овдовел и принял монашеский постриг в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1554 году им был основан Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме. Феодосию удалось быстро добиться расцвета обители за счет хорошо налаженной экономической деятельности. В 1560 году преподобный возродил Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь. После смерти святого выяснилось, что он под одеждой носил власяницу, вериги и железную шапку. Местное почитание преподобного началось в монастыре сразу после его кончины. В 1626 году местный тотемский иконописец Яков исполн
Комментарии 12