Согласно житию, мученик Трифон (III век) родился во Фригии близ города Апамеи. Прославился избавлением жителей от уничтожавших хлеб насекомых, изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана III и различными исцелениями. В 250 году был казнен в городе Никее за приверженность христианству. Тело его похоронили в родном селе, а позднее мощи перенесли в Константинополь. По одной из версий, затем их отправили в Рим, по другой - жители города Котора выкупили мощи у венецианцев, вывезших их из Константинополя.
Особое почитания мученика Трифона на Руси началось в середине XVI столетия. По преданию, у царя Ивана Грозного во время охоты улетел любимый кречет. После его трехдневных поисков царский сокольничий Трифон Патрикеев обратился с молитвой к своему святому покровителю, после чего во сне к нему явился юноша на белом коне с пропавшим кречетом на руке и произнес слова утешения. На утро сокольничий нашел птицу на ближайшем дереве, отвез ее царю и рассказал о помощи святого Трифона. На месте сонного видения была возведена церковь Трифона в Напрудной слободе в Москве.
В русской иконописи мученик Трифон чаще всего изображался в соответствии с видением Трифона Патрикеева на белом коне с кречетом в руках. Так святой представлен и на эмалевом образке из собрания музея. Подобные миниатюрные иконы массово изготавливались в Ростове Ярославской губернии как паломнические реликвии московской Трифоновой церкви, где с 1819 века хранилась частица мощей святого, привезенная из Котора.
МУЧЕНИК ТРИФОН АПАМЕЙСКИЙ Конец XIX века. Ростов Эмаль на медной основе, латунь, штамповка; 4,5 × 3,6 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Образ святой семьи Маккавеев в книжной миниатюре и иконописи
Древнейший памятник выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков» - византийская рукопись 1063 года, на миниатюрах которой представлены святые братья Маккавеи, вместе принявшие мученическую кончину, а также их мать Соломония. Их история, ставшая для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве, была хорошо известна на Руси. День памяти этих святых приходился на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, что нашло отражение в иконе известного северного мастера Ивана Богданова-Карбатовского. Об образе святой семьи Маккавеев и редких памятниках искусства, представленных на проходящей в Музее им. Андре
Согласно житию, мученик Трифон (III век) родился во Фригии близ города Апамеи. Прославился избавлением жителей от уничтожавших хлеб насекомых, изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана III и различными исцелениями. В 250 году был казнен в городе Никее за приверженность христианству. Тело его похоронили в родном селе, а позднее мощи перенесли в Константинополь. По одной из версий, затем их отправили в Рим, по другой - жители города Котора выкупили мощи у венецианцев, вывезших их из Константинополя. Особое почитания мученика Трифона на Руси началось в середине XVI столетия. По преданию, у царя Ивана Грозного во время охоты улетел любимый кречет. После его
Лекция «Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат»
Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат были римскими воинами. Один из них был простым солдатом, другой военачальником, но оба прославились верностью Христу и непоколебимой стойкостью, которую, согласно их жизнеописаниям, они проявили перед язычниками, врагами христианства. Эти святые широко почитались в православных странах, а их образы повсеместно включали в программу храмовых росписей. Лекция рассказывает о подвиге святых великомучеников и его отражении в духовной культуре Византии и Древней Руси. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина 15 ф
Святители Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Василий Великий (ок. 330–379) и Григорий Богослов (ок. 325–389) внесли особый вклад в развитие церковной догматики и оказали существенное влияние на формирование богослужения. Установление общего дня празднования этим святым, по-видимому, имело целью снять конфликт между последователями каждого. Споры о том, кто из этих святителей достоин большего церковного почитания не утихали до того. как в 1084 (или 1092) году они вместе не явились в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому и не повелели учредить общий праздник, составить службу и почитать всех одинаково, поскольку между собой они во всем согласны и имеют перед Богом равное достоинство.
Земному родословию Христа посвящена сложная композиция «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)». Предки Спасителя, подобно цветам или гроздьям, размещены среди разветвленных побегов, иногда напоминающих виноградную лозу. Эта композиция оказала влияние на появившиеся в позднесредневековое время в балканских странах изображения родословных древ правящих династий, которые размещали на стенах и сводах ктиторских храмов. До 24 февраля 2025 года икону из собрания Государственной Третьяковской галереи можно увидеть на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее им.Андрея Рублева.
Приходите в выходной вместе с детьми в Музей имени Андрея Рублева!
Семейная программа начнется с интерактивной экскурсии по выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков», а затем вас ждет творческое занятие, во время которого дети под руководством художника создадут авторскую салфетку в технике батик. Результат творчества каждый участник заберёт с собой. 16 февраля в 15:30 Возраст участников: 6+
Преподобный Феодосий Тотемский (в миру Феодосий Суморин, ум. 1568) родился в начале XVI века в Вологде. Рано женившись, вскоре овдовел и принял монашеский постриг в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1554 году им был основан Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме. Феодосию удалось быстро добиться расцвета обители за счет хорошо налаженной экономической деятельности. В 1560 году преподобный возродил Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь. После смерти святого выяснилось, что он под одеждой носил власяницу, вериги и железную шапку. Местное почитание преподобного началось в монастыре сразу после его кончины. В 1626 году местный тотемский иконописец Яков исполн
Музей имени Андрея Рублева - художественный музей и научный центр, где непрерывно изучаются и реставрируются памятники русского религиозного искусства. В январе 2025 года в Музее имени Андрея Рублева началась комплексная реставрация редкой деревянной скульптуры «Христос в темнице», созданной в конце XVIII - начале XIX веков. Такие резные изображения скорбящего Христа в терновом венце в Его последние земные часы перед казнью и смертью на Кресте получили широкое распространение в XVIII веке, особенно в русской провинции. Несколько лет назад скульптура была закуплена у частного лица, при этом памятник находился в аварийном состоянии. В 2020 году были прове
Первое письменное упоминание об образе Богоматери с названием «Утолимая» встречается в рукописном сборнике начала XVIII века «Солнце Пресветлое», посвященном описанию чудес от икон Богородицы. Там же приведено ее второе название - Амасийская. Икона «Утоли моя печали», находившаяся в московском храме Николы в Пупышах, прославилась в 1760 году, когда от нее получила исцеление тяжело больная женщина. В советское время образ был перенесен в церковь Николы в Кузнецах, его живопись датируется началом XVIII века. Списки с чудотворного образа появились во многих московских храмах. Особо широко икону стали почитать после избавления от эпидемии чумы 1771 года. Позднее, очев
Балалайка, калюка, рылей и шаркунок, бубен, гусли и другие народные инструменты зазвучат на Масленице в Музее имени Андрея Рублева. 2 марта приглашаем на праздник с фольклорной программой от театра «Три Лика», познавательной экскурсией и мастер-классом.
Редкая икона святителя Иакова брата Господня, первого епископа Иерусалимского и святых братьев бессребреников Косьмы и Дамиана из собрания Музея им. Андрея Рублева была создана в третьей четверти XVI в. В иконографии соединения святительского чина и образов безмездных врачей угадывается новгородская традиция. Икона раскрывает тему семейных и братских отношений, увидеть ее можно на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков», проходящей в стенах Музея имени Андрея Рублева. Об историческом контексте, особенностях композиции и духовном осмыслении образа святых, представленных в данной иконе, рассказывает старший научный сотрудник Музея им. Андрея Р
Преподобная Ксения (V век) была дочерью римского сенатора, носила имя Евсевия. Согласно Житию, по достижении совершеннолетия ее обручили со знатным и благородным юношей. Желая посвятить свою жизнь служению Богу, она тайно покинула дом с двумя рабынями, села на корабль, следовавший в Александрию, и поселилась на уединенном острове Коя недалеко от Галикарнасса. Там она попросила своих спутниц называть себя Ксенией (чужестранкой) и сохранять тайну ее происхождения. Вскоре девушки встретили пресвитера Павла, забравшего их в город Милассу. Там Ксения построила на свои деньги церковь святого Стефана и устроила монастырь. После монашеского пострига она была посвящена в сан диакон
, один из старейших сотрудников Музея им. Андрея Рублева Наталия Николаевна родилась в 1948 году, в 1971 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После получения диплома работала в архитектурных реставрационных мастерских. В 1976 году поступила в качестве научного сотрудника в Музей им. Андрея Рублева, затем работала реставратором в Научно-реставрационном объединении «Росреставрация». Среди произведений древнерусской живописи, прошедших через ее умелые руки – икона «Спас в силах» XVI века из собрания нашего музея. В 1988 году Наталия Николаевна вновь вернулась в музей, где проработала до конца своих дней. Соеди
С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»!
Главным экспонатом выставки станет недавно приобретенная икона «Сретение Господне», созданная в первой четверти XVIII века. Икона экспонируется вместе с гравюрой того же сюжета, входящей в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора 1650 года из собрания Государственного Исторического музея. Включенная в издание гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» была выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса. Именно она легла в основу композиции музейной иконы - детально скопировав гравюру, иконописец произвел небольшую правку западного образца.
Комментарии 5