Лекция «Святые семьи в лицевом иконописном подлиннике»
(в рамках культурно-просветительной программы к выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков»)
Открывая православный календарь, в каждом месяце мы находим упоминания более десятка святых семей. Если мы обратимся к иконам-минеям, иллюстрациям церковного календаря, то также найдем немало таких примеров. Из лицевых минейных циклов самый пространный и известный - это Строгановский иконописный подлинник, замечательный памятник с изображениями святых и сюжетных композиций, служивших образцами для писания икон. В Музее им. Андрея Рублева хранится редкое издание данного подлинника 1869 года. Слушатели лекции узнают, какие святые семьи, супруги, родители и дети, братья и сестры встречаются на его страницах.
Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искусствоведения М.А. Маханько
Праведная Клеопатра с сыном Иоанном, святитель Иларион Великий с братом, преподобный Иоанн Рыльский. Фрагмент раскрашенной литографии под 18 октября из изд.: Строгановский иконописный лицевой подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). 1869 г. ___ Перед лекцией с 18:00 до 18:45 возможно посетить экскурсию по временной выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков». Билеты на выставку и экскурсионное обслуживание необходимо приобрести в кассе музея или купить онлайн
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Земному родословию Христа посвящена сложная композиция «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)». Предки Спасителя, подобно цветам или гроздьям, размещены среди разветвленных побегов, иногда напоминающих виноградную лозу. Эта композиция оказала влияние на появившиеся в позднесредневековое время в балканских странах изображения родословных древ правящих династий, которые размещали на стенах и сводах ктиторских храмов. До 24 февраля 2025 года икону из собрания Государственной Третьяковской галереи можно увидеть на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее им.Андрея Рублева.
Приходите в выходной вместе с детьми в Музей имени Андрея Рублева!
Семейная программа начнется с интерактивной экскурсии по выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков», а затем вас ждет творческое занятие, во время которого дети под руководством художника создадут авторскую салфетку в технике батик. Результат творчества каждый участник заберёт с собой. 16 февраля в 15:30 Возраст участников: 6+
Преподобный Феодосий Тотемский (в миру Феодосий Суморин, ум. 1568) родился в начале XVI века в Вологде. Рано женившись, вскоре овдовел и принял монашеский постриг в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1554 году им был основан Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме. Феодосию удалось быстро добиться расцвета обители за счет хорошо налаженной экономической деятельности. В 1560 году преподобный возродил Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь. После смерти святого выяснилось, что он под одеждой носил власяницу, вериги и железную шапку. Местное почитание преподобного началось в монастыре сразу после его кончины. В 1626 году местный тотемский иконописец Яков исполн
Музей имени Андрея Рублева - художественный музей и научный центр, где непрерывно изучаются и реставрируются памятники русского религиозного искусства. В январе 2025 года в Музее имени Андрея Рублева началась комплексная реставрация редкой деревянной скульптуры «Христос в темнице», созданной в конце XVIII - начале XIX веков. Такие резные изображения скорбящего Христа в терновом венце в Его последние земные часы перед казнью и смертью на Кресте получили широкое распространение в XVIII веке, особенно в русской провинции. Несколько лет назад скульптура была закуплена у частного лица, при этом памятник находился в аварийном состоянии. В 2020 году были прове
Первое письменное упоминание об образе Богоматери с названием «Утолимая» встречается в рукописном сборнике начала XVIII века «Солнце Пресветлое», посвященном описанию чудес от икон Богородицы. Там же приведено ее второе название - Амасийская. Икона «Утоли моя печали», находившаяся в московском храме Николы в Пупышах, прославилась в 1760 году, когда от нее получила исцеление тяжело больная женщина. В советское время образ был перенесен в церковь Николы в Кузнецах, его живопись датируется началом XVIII века. Списки с чудотворного образа появились во многих московских храмах. Особо широко икону стали почитать после избавления от эпидемии чумы 1771 года. Позднее, очев
Балалайка, калюка, рылей и шаркунок, бубен, гусли и другие народные инструменты зазвучат на Масленице в Музее имени Андрея Рублева. 2 марта приглашаем на праздник с фольклорной программой от театра «Три Лика», познавательной экскурсией и мастер-классом.
Редкая икона святителя Иакова брата Господня, первого епископа Иерусалимского и святых братьев бессребреников Косьмы и Дамиана из собрания Музея им. Андрея Рублева была создана в третьей четверти XVI в. В иконографии соединения святительского чина и образов безмездных врачей угадывается новгородская традиция. Икона раскрывает тему семейных и братских отношений, увидеть ее можно на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков», проходящей в стенах Музея имени Андрея Рублева. Об историческом контексте, особенностях композиции и духовном осмыслении образа святых, представленных в данной иконе, рассказывает старший научный сотрудник Музея им. Андрея Р
Преподобная Ксения (V век) была дочерью римского сенатора, носила имя Евсевия. Согласно Житию, по достижении совершеннолетия ее обручили со знатным и благородным юношей. Желая посвятить свою жизнь служению Богу, она тайно покинула дом с двумя рабынями, села на корабль, следовавший в Александрию, и поселилась на уединенном острове Коя недалеко от Галикарнасса. Там она попросила своих спутниц называть себя Ксенией (чужестранкой) и сохранять тайну ее происхождения. Вскоре девушки встретили пресвитера Павла, забравшего их в город Милассу. Там Ксения построила на свои деньги церковь святого Стефана и устроила монастырь. После монашеского пострига она была посвящена в сан диакон
, один из старейших сотрудников Музея им. Андрея Рублева Наталия Николаевна родилась в 1948 году, в 1971 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После получения диплома работала в архитектурных реставрационных мастерских. В 1976 году поступила в качестве научного сотрудника в Музей им. Андрея Рублева, затем работала реставратором в Научно-реставрационном объединении «Росреставрация». Среди произведений древнерусской живописи, прошедших через ее умелые руки – икона «Спас в силах» XVI века из собрания нашего музея. В 1988 году Наталия Николаевна вновь вернулась в музей, где проработала до конца своих дней. Соеди
С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»!
Главным экспонатом выставки станет недавно приобретенная икона «Сретение Господне», созданная в первой четверти XVIII века. Икона экспонируется вместе с гравюрой того же сюжета, входящей в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора 1650 года из собрания Государственного Исторического музея. Включенная в издание гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» была выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса. Именно она легла в основу композиции музейной иконы - детально скопировав гравюру, иконописец произвел небольшую правку западного образца.
Тимофей (ок. 17 – ок. 80) был апостол из числа 70-ти и первым епископом Эфеса. Родился в городе Листре в Малой Азии. Когда апостол Павел исцелил там хромого от рождения человека, многие жители уверовали во Христа, среди них был будущий апостол и члены его семьи. Тимофей последовал за Павлом, который позднее адресовал ему два из своих посланий, а в 65 году рукоположил в епископы Эфесской Церкви. Тимофей принял мученическую смерть от язычников. В IV веке его мощи перенесли в Константинополь в храм Святых Апостолов. На иконе апостол представлен без атрибутов епископа. Не исключено, что соединение в одном изображении фигур апостола Тимофея и Иоанна Предтечи, названного на иконе
Лекция «Святые семьи в лицевом иконописном подлиннике»
(в рамках культурно-просветительной программы к выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков») Открывая православный календарь, в каждом месяце мы находим упоминания более десятка святых семей. Если мы обратимся к иконам-минеям, иллюстрациям церковного календаря, то также найдем немало таких примеров. Из лицевых минейных циклов самый пространный и известный - это Строгановский иконописный подлинник, замечательный памятник с изображениями святых и сюжетных композиций, служивших образцами для писания икон. В Музее им. Андрея Рублева хранится редкое издание данного подлинника 1869 года. Слушатели лекции узнают, какие святые
Преподобный Евфимий Сянжемский († не позднее 1470) принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, откуда в поисках уединения ушел на реку Кушту. Там он построил келью, которую вскоре уступил преподобному Александру Куштскому (†1439), а сам ушел на реку Сянжему в непроходимые дебри и болота. Поскольку в окрестностях находились деревни, где не было церквей, святой построил деревянный храм. Постепенно к нему стали стекаться ученики, и возник монастырь. Перед кончиной Евфимий передал управление обителю одному из учеников – преподобному Харитонию (†1509). На двустороннем серебряном медальоне с одной стороны представлена Богоматерь Помощниц
Комментарии 8