Житие преподобного Антония Дымского сохранилось в двух редакциях. Более ранняя конца XVII века содержит очень скупые сведения о нем. Вторая, возниккшая на рубеже XVIII-XIX веков, гораздо более пространна. Достоверность информации, изложенной в обеих версиях, ставится исследователями под сомнение.
Согласно житию, святой был родом из Новгорода и совершил путешествие в Константинополь. Преподобный Варлаам Хутынский перед своей кончиной благословил Антония на игуменство в своем монастыре, от которого тот уклонился. Около 1243 года Антоний пришел в район Дымского озера и устроил себе уединенную келью. При нем была возведена двухэтажная деревянная церковь во имя преподобного Антония Великого с верхним храмом святителя Николая, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи. Святой также основал Вырдомскую пустынь. Скончался в возрасте 67 лет, мощи обретены в 1370 году. Первые известные изображения святого относятся ко второй половине XVII столетия. В подлинниках внешность святого сравнивается с обликом Варлаама Хутынского и Василия Кессарийского.
На фрагменте складня, смонтированного в XX столетии из клейм распиленной на отдельные изображения иконы, преподобный Антоний Дымский изображен в рост на пейзажном фоне. Пару ему составляет преподобный Мартирий Зеленецкий († 1603), а в центре размещено явление Троицы преподобному Александру Свирскому († 1533). Все изображенные святые связаны с новгородскими землями. Характер живописи позволяет связать ее создание с иконописной мастерской Успенского Тихвинского монастыря, которая в XVIII столетии стала наиболее значительной в регионе.
ЯВЛЕНИЕ ТРОИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ Третья четверть XVIII века. Тихвин Дерево, темпера; 22,7 × 55 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Балалайка, калюка, рылей и шаркунок, бубен, гусли и другие народные инструменты зазвучат на Масленице в Музее имени Андрея Рублева. 2 марта приглашаем на праздник с фольклорной программой от театра «Три Лика», познавательной экскурсией и мастер-классом.
Редкая икона святителя Иакова брата Господня, первого епископа Иерусалимского и святых братьев бессребреников Косьмы и Дамиана из собрания Музея им. Андрея Рублева была создана в третьей четверти XVI в. В иконографии соединения святительского чина и образов безмездных врачей угадывается новгородская традиция. Икона раскрывает тему семейных и братских отношений, увидеть ее можно на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков», проходящей в стенах Музея имени Андрея Рублева. Об историческом контексте, особенностях композиции и духовном осмыслении образа святых, представленных в данной иконе, рассказывает старший научный сотрудник Музея им. Андрея Р
Преподобная Ксения (V век) была дочерью римского сенатора, носила имя Евсевия. Согласно Житию, по достижении совершеннолетия ее обручили со знатным и благородным юношей. Желая посвятить свою жизнь служению Богу, она тайно покинула дом с двумя рабынями, села на корабль, следовавший в Александрию, и поселилась на уединенном острове Коя недалеко от Галикарнасса. Там она попросила своих спутниц называть себя Ксенией (чужестранкой) и сохранять тайну ее происхождения. Вскоре девушки встретили пресвитера Павла, забравшего их в город Милассу. Там Ксения построила на свои деньги церковь святого Стефана и устроила монастырь. После монашеского пострига она была посвящена в сан диакон
, один из старейших сотрудников Музея им. Андрея Рублева Наталия Николаевна родилась в 1948 году, в 1971 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После получения диплома работала в архитектурных реставрационных мастерских. В 1976 году поступила в качестве научного сотрудника в Музей им. Андрея Рублева, затем работала реставратором в Научно-реставрационном объединении «Росреставрация». Среди произведений древнерусской живописи, прошедших через ее умелые руки – икона «Спас в силах» XVI века из собрания нашего музея. В 1988 году Наталия Николаевна вновь вернулась в музей, где проработала до конца своих дней. Соеди
С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»!
Главным экспонатом выставки станет недавно приобретенная икона «Сретение Господне», созданная в первой четверти XVIII века. Икона экспонируется вместе с гравюрой того же сюжета, входящей в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора 1650 года из собрания Государственного Исторического музея. Включенная в издание гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» была выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса. Именно она легла в основу композиции музейной иконы - детально скопировав гравюру, иконописец произвел небольшую правку западного образца.
Тимофей (ок. 17 – ок. 80) был апостол из числа 70-ти и первым епископом Эфеса. Родился в городе Листре в Малой Азии. Когда апостол Павел исцелил там хромого от рождения человека, многие жители уверовали во Христа, среди них был будущий апостол и члены его семьи. Тимофей последовал за Павлом, который позднее адресовал ему два из своих посланий, а в 65 году рукоположил в епископы Эфесской Церкви. Тимофей принял мученическую смерть от язычников. В IV веке его мощи перенесли в Константинополь в храм Святых Апостолов. На иконе апостол представлен без атрибутов епископа. Не исключено, что соединение в одном изображении фигур апостола Тимофея и Иоанна Предтечи, названного на иконе
Лекция «Святые семьи в лицевом иконописном подлиннике»
(в рамках культурно-просветительной программы к выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков») Открывая православный календарь, в каждом месяце мы находим упоминания более десятка святых семей. Если мы обратимся к иконам-минеям, иллюстрациям церковного календаря, то также найдем немало таких примеров. Из лицевых минейных циклов самый пространный и известный - это Строгановский иконописный подлинник, замечательный памятник с изображениями святых и сюжетных композиций, служивших образцами для писания икон. В Музее им. Андрея Рублева хранится редкое издание данного подлинника 1869 года. Слушатели лекции узнают, какие святые
Преподобный Евфимий Сянжемский († не позднее 1470) принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, откуда в поисках уединения ушел на реку Кушту. Там он построил келью, которую вскоре уступил преподобному Александру Куштскому (†1439), а сам ушел на реку Сянжему в непроходимые дебри и болота. Поскольку в окрестностях находились деревни, где не было церквей, святой построил деревянный храм. Постепенно к нему стали стекаться ученики, и возник монастырь. Перед кончиной Евфимий передал управление обителю одному из учеников – преподобному Харитонию (†1509). На двустороннем серебряном медальоне с одной стороны представлена Богоматерь Помощниц
Нау́м проповедовал в царствование Езекии, то есть между 727 и 698 годами до н. э. Известная под его именем книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля. Пророк Наум предсказал разрушение ассирийского города Ниневии и падение Израильского царства из-за беззакония его жителей. Не прошло и пятидесяти лет как пророчество сбылось: Ниневия была разрушена объединенными войсками Вавилона и Мидии. Посетители лекции познакомятся с иконографией пророка Наума. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков.
Преподобный Савва Сторожевский (†1407 года) – один из учеников преподобного Сергия Радонежского, основатель звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. В 1392 году после кончины своего учителя преподобный Савва исполнял обязанности игумена Троицкой обители, пока преподобный Никон Радонежский находился в затворе. Также Савва был духовным отцом жены Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и восприемником от купели их второго сына – князя Юрия Звенигородского, который после победы над Волжской Булгарией пригласил преподобного устроить в своей вотчине монастырь в честь Рождества Богородицы. Написанная в 1430 году икона святого Саввы была поставленна
Лекция «Святой великомученик Димитрий – покровитель Салоник»
Салоники, один из крупнейших городов Византии, был центром притяжения паломников благодаря почитанию святого великомученика Димитрия Солунского. Из этого древнего города его культ распространился в христианских странах. По сообщению Лаврентьевской летописи, в 1197 году из Салоник во Владимир были доставлены реликвии: сорочка и «доска гробная» святого Димитрия Солунского. На лекции вы узнаете о его образах в христианском искусстве, а также о возникновении его почитания сначала в землях Владимиро-Суздальской Руси, а затем в Московском княжестве. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея
Лекция «Образ Богородицы в искусстве VIII-IX веков»
На лекции вы узнаете о выдающемся памятнике IX века, величественном тронном образе Богородицы, находящемся в конхе храма Софии Константинопольской. Богоматерь воспринималась как покровительница христианской «ромейской империи». В византийском искусстве этого времени устанавливаются определенные типы иконографии Девы Марии, а в храмах получают распространение образы Богородицы, в первую очередь алтарные. О сложении иконографических типов Богоматери в период после окончания иконоборчества мы поговорим на нашей лекции. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) - родители преподобного Сергия Радонежского. Кирилл был боярином ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича, у супругов было трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр, а также, возможно, дочь Анна. Семья жила в селе недалеко от Ростова, а в 1328 году обосновалась в Радонеже. В конце жизни Кирилл и Мария приняли иноческий постриг, а затем схиму в Хотьковском Покровском монастыре недалеко от Троице-Сергиевой обители, там же они были погребе после смерти. Место их упокоения почиталось уже с XIV века, а официальная канонизация в лике преподобных состоялась лишь в 1992 году. На иконе вт
Европейская гравюра и русское искусство XVIII века
Икона, о которой пойдет речь, была создана в эпоху, когда русские иконописцы знакомятся с таким явлением западноевропейского искусства, как библейские театры. «Кунштовые» тетради, отдельные гравированные листы, издаваемые с конца XVII и в XVIII веке, привозились из Германии, Италии, Франции и отвечали вкусу барокко, а потом и сменившему его стилю рококо. О рокайльной иконе «Воскресение с праздниками» 1760-х годов из собрания Музея имени Андрея Рублева и иконографических образцах, которые использовал художник, рассказывает научный сотрудник Денис Гавриличев.
Житие преподобного Антония Дымского сохранилось в двух редакциях. Более ранняя конца XVII века содержит очень скупые сведения о нем. Вторая, возниккшая на рубеже XVIII-XIX веков, гораздо более пространна. Достоверность информации, изложенной в обеих версиях, ставится исследователями под сомнение. Согласно житию, святой был родом из Новгорода и совершил путешествие в Константинополь. Преподобный Варлаам Хутынский перед своей кончиной благословил Антония на игуменство в своем монастыре, от которого тот уклонился. Около 1243 года Антоний пришел в район Дымского озера и устроил себе уединенную келью. При нем была возведена двухэтажная деревянная церковь во имя препод
Комментарии 11