С 6 февраля новая выставка в Музее им.Андрея Рублева.
В конце 2022 года Музей имени Андрея Рублева приобрел созданную в первой четверти XVIII века икону «Сретение Господне». В основе ее сюжета – евангельский рассказ о принесении Младенца Христа на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, как того требовали древние законы и обычаи. Там Его встретили праведный старец Симеон и пророчица Анна, узнавшие в Младенце Иисусе обещанного Спасителя. Это событие понималось в христианстве как метафорическая встреча — по-славянски «сретение» — Ветхого и Нового Заветов.
Сретение Господне. Первая четверть XVIII века Москва, Оружейная палата. Дерево, темпера. Собрание Музея им. Андрея Рублева
Икона впервые будет представлена на выставке «Между Ветхим и Новым» в Музее им. Андрея Рублева.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Европейская гравюра и русское искусство XVIII века
Икона, о которой пойдет речь, была создана в эпоху, когда русские иконописцы знакомятся с таким явлением западноевропейского искусства, как библейские театры. «Кунштовые» тетради, отдельные гравированные листы, издаваемые с конца XVII и в XVIII веке, привозились из Германии, Италии, Франции и отвечали вкусу барокко, а потом и сменившему его стилю рококо. О рокайльной иконе «Воскресение с праздниками» 1760-х годов из собрания Музея имени Андрея Рублева и иконографических образцах, которые использовал художник, рассказывает научный сотрудник Денис Гавриличев.
Житие преподобного Антония Дымского сохранилось в двух редакциях. Более ранняя конца XVII века содержит очень скупые сведения о нем. Вторая, возниккшая на рубеже XVIII-XIX веков, гораздо более пространна. Достоверность информации, изложенной в обеих версиях, ставится исследователями под сомнение. Согласно житию, святой был родом из Новгорода и совершил путешествие в Константинополь. Преподобный Варлаам Хутынский перед своей кончиной благословил Антония на игуменство в своем монастыре, от которого тот уклонился. Около 1243 года Антоний пришел в район Дымского озера и устроил себе уединенную келью. При нем была возведена двухэтажная деревянная церковь во имя препод
С 6 февраля новая выставка в Музее им.Андрея Рублева.
В конце 2022 года Музей имени Андрея Рублева приобрел созданную в первой четверти XVIII века икону «Сретение Господне». В основе ее сюжета – евангельский рассказ о принесении Младенца Христа на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, как того требовали древние законы и обычаи. Там Его встретили праведный старец Симеон и пророчица Анна, узнавшие в Младенце Иисусе обещанного Спасителя. Это событие понималось в христианстве как метафорическая встреча — по-славянски «сретение» — Ветхого и Нового Заветов.
О заключении апостола Петра в темницу в Иерусалиме и чудесном выведении из нее ангелом рассказывается в новозаветной книге Деяний Апостолов. Цепи, упавшие с рук Петра, когда к нему явился ангел, были сохранены христианами и в 432 году переданы в Константинополь императрице Евдокии. В соборе Святой Софии для них был устроен придел, уподобленный темнице. Часть вериг получила дочь императрицы Евдоксия, которая увезла их в Рим, где реликвию разместили в храме Сан-Пьетро ин Винколи. В Константинополе был учрежден праздник Поклонения честным веригам апостола Петра, в который святыню торжественно выносили для всеобщего поклонения. На древнейших сохранившихся изображениях праздника он п
Приходите в выходной вместе с детьми в Музей имени Андрея Рублева!
Семейная программа начнется с интерактивной экскурсии по выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков», а затем вас ждет творческое занятие, во время которого дети под руководством художника создадут авторскую салфетку в технике батик. Результат творчества каждый участник заберёт с собой. 2 февраля в 11:30 Возраст участников: 6+ Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и онлайн
- рукописная книга XI века, сборник Житий и слов в честь святых, созданный в Константинополе (собрание Государственного исторического музея). В неё включена миниатюра с образами семи святых мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара. Миниатюра предваряет текст жития и имеет два яруса. В верхнем правитель Антиох вершит суд, перед ним стоят Елеазар, Соломония и пятеро из братьев Маккавеев; в нижнем ярусе двух сыновей Соломонии мучают колесованием. Ветхозаветная семья Маккавеев стала для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве. Ее изображения можно увидеть и на иконах-минеях или семейных иконах как символ «чадородия»,
Лекция «Преподобные и их матери в христианской истории и иконографии»
Какими были отношения прославленных подвижников, преподобных, и их матерей? Кто из христианских преподобных, великих отцов монашества и основателей киновий изображался вместе со своей матерью? В лекции будут показаны примеры из житийной иконографии святого Симеона Столпника, которому предстоит его мать Марфа, также прославленная в лике преподобных. Посетители лекции узнают о существовавшей традиции погребать матерей основателей палестинских монастырей рядом с этими обителями, о чем свидетельствовал в своем «Хождении» игумен Даниил, посетивший Святую землю около 1108 года, а также о почитании родителей в житии и иконографии
Лекция «Иллюстрации Елизаветинской Библии: программа, прототипы, история создания»
Елизаветинской, по имени императрицы Елизаветы Петровны, принято называть Библию, впервые напечатанную в 1751 году в Санкт-Петербурге. Содержание и художественные качества ее иллюстраций находились под особым контролем Синода. Гравюры, созданные в Петербургской академии наук мастерами, чьи имена прочно вошли в историю русского искусства, не только украшают издание, но и выполняют функцию библейской экзегезы. Читает научный сотрудник сектора рукописной и старопечатной книги Музея имени Андрея Рублева Н.В. Герасимова
О рождении и детстве Богоматери: источники и иконография
О зачатии Богоматери, её рождении и первых годах жизни рассказывает апокрифическое Протоевангелие Иакова, ставшее частью Священного предания. Сюжеты Протоевангелия образуют житийный цикл, чрезвычайно популярный в церковной живописи Нового времени. На выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI – начала XX веков» представлена икона «Рождество Богоматери», в клеймах которой подробно проиллюстрирована история праведных Иоакима и Анны, бывших бездетными до глубокой старости. О выдающемся памятнике первой четверти XVIII века рассказывает научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева Анна Евгеньевна Сажина.
Основанный 25 января 1865 года как естественно-научный музей, он быстро стал одним из крупнейших в начале XX века. Художественная коллекция музея начала формироваться ещё в 1895 году, а сегодня собрание музея насчитывает более 10 тысяч экспонатов и включает в себя целый комплекс исторических светских и религиозных зданий. Поздравляем коллег и всех причастных к сохранению культурного и исторического наследия Ярославских земель с днём рождения музея Икона с изображением святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского с сыновьями из собрания Музея имени Андрея Рублева представлена до 24 февраля на выставке «Святая семья в религиозно
Музей имени Андрея Рублева присоединился к проекту «Хорошие новости о культуре и искусстве»
Теперь все самые яркие события музея и вдохновляющие истории можно найти в мобильном приложении "Хорошие новости", которое рассказывает о достижениях нашей страны в культуре и искусстве, науке, образовании, экономике и цифровых технологиях. Приложение позволяет узнавать и делиться позитивными новостями, принимать участие в опросах и викторинах. Проект «Хорошие новости о культуре и искусстве» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
https://ok.ru/group/60241873076373
и помогает открывать новое, вдохновлять и делать культуру доступной для всех!
в рамках акции «Музейная неделя» для участников СВО и членов их семей. На мастер-классе «Ангел мой» участники вместе с музейным дизайнером создадут подвеску в смешанной технике. Дети вместе с родителями смогут пофантазировать и выбрать для украшения деревянной заготовки акриловые краски, различные декоративные детали, ленты. Получившаяся подвеска станет прекрасным украшением для дома или подарком для близких. Все необходимые материалы для создания подвески предоставляются. Проводит графический дизайнер музея, оформивший более 30 более выставочных проектов, Яна Телешова. 24 января в 14:00 Продолжительность - 1 час Получить билет на творческое занят
Лекция «Образ Богородицы в искусстве V-VII веков. Иконоборчество и проблема Воплощения»
Важнейшим этапом в развитии иконографии Богородицы являются Ее изображения в мозаиках церкви Санта Мария Маджоре (Рим) V-го века, содержащих развернутое повествование, а также в знаменитых раннехристианских мозаиках Равенны. Именно в этот ранний период появляется и формируется иконография сюжетов, иллюстрирующих земную жизнь Богоматери – тех событий, которые вошли в церковный праздничный календарь. Среди них Рождество, Благовещение, Введение во храм, Успение и другие. О развитии новых сюжетов в иконографии Богоматери пойдет речь на нашей лекции. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительн
Святитель Дометиан Мелитинский († 602) происходил из знатной семьи и, возможно, находился в родстве с византийским императором Маврикием (582-602). Около 579 года святой занял епископскую кафедру в Мелитине, а 585 году Маврикий призвал его в Константинополь для исполнения обязанностей советника императора. Некоторое время Дометиан представлял интересы Византии при персидском шахе Хосрове II, сопровождая императора в военном походе в Персию. Затем он был опекуном малолетних императорских детей. Святитель боролся с монофизитами, состоял в переписке с Римским папой Григорием Великим и полемизировал с Александрийским патриархом Евлогием. Скончался в Константинополе
Лекция «Святая семья: круг чтения. Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских»
«Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых известных произведений древнерусской литературы, созданное в XVI веке, в эпоху необычайного расцвета повествовательного жанра, проявившегося также в иконописи и стенных росписях храмов. Житие Петра и Февронии с его символико-аллегорическим сюжетом естественно вписывается в контекст этой эпохи. Лекция посвящена повести-притче о любви, семье и верности, ставшей замечательным, исполненным глубоких смыслов и образов памятником древнерусской книжности, сосредоточившем в себе основы жизнестроительной философии, доброе, обращенное к человеку, учительное слово русской мы
Комментарии 1