Этот обряд, обязательный для иудейских мальчиков, напоминает о завете, заключенном между Богом и праотцем Авраамом. В христианстве он трактуется как прообраз Крещения Господня, и поэтому не считается необходимым. Праздник Обрезания известен, по крайней мере, с IV века и отмечается на восьмой день от Рождества Христова. Его изображения в иконописи достаточно редки. В русском искусстве эта сцена встречается с рубежа XVI–XVII веков, композиционно она следует схеме Сретения.
В клейме иконы «Богоматерь Звезда пресветлая» на этот сюжет Младенца к алтарю подносит праведный Иосиф. За ним стоят Богоматерь и еще одна жена (пророчица Анна или праведная Елизавета). За алтарем Младенца благословляет пророк Захария. Нож, которым будет совершено обрезание, лежит на престоле, напоминая евхаристическое копие.
Образцом для иконы «Богоматерь Звезда пресветлая» послужила гравюра на тему Мадонны Розария, выпущенная кёльнским издателем и, возможно, также гравером Петером Оверадтом (уп. 1596–1632). Между лучами исходящего от Девы Марии сияния представлены сцены земной жизни ее и Христа. Икона написана в манере, характерной для поволжских (скорее всего, костромских) мастеров последней четверти XVII столетия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 31