Преподобный Трифон Печенгский (1495-1583; в миру Митрофан) родился, как рассказывается в его житии, составленном на рубеже XVI-XVII веков, в семье священника близ Торжка. В молодости отличался могучей силой и буйным нравом. Стал воином, затем примкнул к шайке разбойников, орудовавшей в финских землях. Раскаявшись, ушел на реку Печенгу на Кольский полуостров и через несколько лет скитаний встретил преподобного Феодорита Кольского (1481-1571), который убедил его стать просветителем саамов (лопарей). В 1532-1533 годах Трифон построил Троицкий храм, вокруг которого образовался монастырь. В 1549 году святой был изгнан из монастыря братией, недовольной строгостью устава. В 1556 году святой получил от Ивана Грозного жалованную грамоту для обители. Житие отмечает, что по скромности он отказался от игуменства. Перед кончиной Трифон оставил пророчество о грядущей мученической гибели многих насельников. В 1589 году на монастырь напали шведские войска, и большинство монахов были убиты. Монастырь был возобновлен в 1619 году, упразднен в 1765 году и вновь возобновлен в 1886 году. Сохранившиеся иконы святого относится к периоду после второго восстановления обители. На иконе из собрания музея Трифон представлен в традиционном ростовом изводе на фоне основанной им обители со свитком духовного завещания в руках. На обороте иконы имеется сургучная печать Печенгского монастыря и надпись о благословении в 1916 году настоятелем Порфирием Арсения Васильевича Петухова. Икона была выполнена в селе Холуй Владимирской губернии, где изготовлялись заказы на паломнические образы для монастырей по всей России.
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ Конец XIX - начало XX века Дерево, темпера; 17,8 × 14,5 см Дар А.Д. Липницкого Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
В праздничные дни Музей имени Андрея Рублева работает для вас по удобному расписанию:
29 и 30 декабря 2024 г постоянная экспозиция и выставки открыты с 11:00 до 18:00. 31 декабря 2024 и 1-2 января 2025 экспозиция и выставки закрыты. С 3 по 8 января экспозиция музея и выставки работают с 11:00 до 19:00. Музейное кафе с 30 декабря по 2 января закрыто. Со 3 по 8 января работает с 11:00 до 19:00. Территория музея открыта каждый день с 9:00 до 21:00.
Лекция «Святая Семья в произведениях из собрания Музея им. Андрея Рублева»
Известна фраза классика о счастливых и несчастливых семьях, их схожести и различии. А что можно сказать о Святой Семье? И были ли святые семьи? И каковы были семьи святых? Все они христиане, или священный благодатный характер семейного родства проявлялся до Боговоплощения? Только ли агиография может быть источником сведений о подобных фамильных соборах, или в христианской иконографии мы также можем найти отсвет Божественной семейности, образ Домостроительства как строительства самого лучшего дома, семейных уз? Каким было Святое семейство и что мы знаем о детстве и отрочестве Богоматери, Спасителя и других святых – все
Преподобный Трифон Печенгский (1495-1583; в миру Митрофан) родился, как рассказывается в его житии, составленном на рубеже XVI-XVII веков, в семье священника близ Торжка. В молодости отличался могучей силой и буйным нравом. Стал воином, затем примкнул к шайке разбойников, орудовавшей в финских землях. Раскаявшись, ушел на реку Печенгу на Кольский полуостров и через несколько лет скитаний встретил преподобного Феодорита Кольского (1481-1571), который убедил его стать просветителем саамов (лопарей). В 1532-1533 годах Трифон построил Троицкий храм, вокруг которого образовался монастырь. В 1549 году святой был изгнан из монастыря братией, недовольной строгостью уста
Вдова Иулитта и ее трехлетний сын Кирик были уроженцами малоазийского города Икония. Они приняли мученическую кончину за исповедание христианства в начале IV в. при императоре Диоклетиане. Их почитание на Руси известно в конце XVI века в связи с привозом в Москву частиц их святых мощей из афонских монастырей. Особенное распространение оно получило XVII столетии, с этого же времени появляются их иконы, перед которыми молились о семейном счастье и об исцелении больных детей. О житийном образе мучеников, представленном на выставке «Святая семья», как о замечательном примере народной иконописной традиции второй половины XVIII столетия рассказывает научный
XVII век оказался переломным для русской иконописи. В искусстве этого времени преобладает повествовательность, многофигурность, зарождается картинность с «прямой» перспективой. Новый столичный «живоподобный» стиль был связан с поисками идеального образа, прежде всего – образа Иисуса Христа. В многочисленных иконах Спаса Нерукотворного, исполненных ведущим придворным мастером Симоном Ушаковым, можно увидеть сочетание изысканной эстетизации и натуралистических эффектов. Лекция будет посвящена новым явлениям в русском религиозном искусстве и изменениям в изображении Христа. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея и
Святитель Спиридон Тримифунтский (270-348) родился на Кипре и в юности был пастухом, в связи с чем в его греческой иконографии закрепилась плетеная из лозы пастушья шапка, напоминающая корзину. В зрелые годы Спиридон был избран епископом города Тримифунт и в 325 году принимал участие в Первом вселенском соборе в Никее. Согласно житию, святой уже при жизни прославился многочисленными чудесами, в частности, по его молитве расступился многоводный поток, и он смог посуху перейти на другой берег. В связи с этим чудом его особо почитают моряки. Мощи святого были вывезены сначала в Константинополь, а затем на остров Корфу. В России он стал популярен в XVII веке в св
Лекция «Иллюстрации Елизаветинской Библии: программа, прототипы, история создания»
Елизаветинской, по имени императрицы Елизаветы Петровны, принято называть Библию, впервые напечатанную в 1751 году в Санкт-Петербурге. Содержание и художественные качества ее иллюстраций находились под особым контролем Синода. Гравюры, созданные в Петербургской академии наук мастерами, чьи имена прочно вошли в историю русского искусства, не только украшают издание, но и выполняют функцию библейской экзегезы. Читает научный сотрудник сектора рукописной и старопечатной книги Музея имени Андрея Рублева Н.В. Герасимова. 26 декабря в 19:00 Бесплатно Перед лекцией нужно взять бесплатный билет в кассе музея (
Увидеть редкие иконы, рукописные книги, работы художников круга Андрея Рублева и Дионисия, царских мастеров эпохи Ивана Грозного, услышать интересный рассказ научного сотрудника, задать волнующие вас вопросы - все это возможно на индивидуальной экскурсии по Музею имени Андрея Рублева для семьи или группы друзей. Для заказа экскурсий по экспозиции и выставкам Музея имени Андрея Рублева звоните +7(495)678-98-03, пишите в WhatsApp: +7(926) 909-16-34. Подробнее
В новогодние каникулы музей работает с 3 по 8 января с 11:00 до 19:00. 31 декабря, 1 и 2 января музей закрыт. Территория открыта каждый день с 9:00 до 21:00.
С 26 декабря - новая выставка в Музее имени Андрея Рублева!
Выставка посвящена символическим сюжетам в русской иконописи XVI века. Центральный экспонат – икона редчайшей и сложной иконографии, иллюстрирующей текст псалма 44 «Отрыгну сердце мое слово благо». Эта икона из собрания Музея им. Андрея Рублева содержит обильные надписи, сопровождающие центральный тронный образ Бога Слова в царском одеянии, образы Богоматери и Иоанна Предтечи в царских венцах, а также практически каждую деталь изображения. На выставке также будут представлены два других произведения на аналогичный сюжет – иконы «София Премудрость Божия» и «Предста Царица» из частных собраний. Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века
Святитель Иоасаф (08.09.1705–10.12.1754) – епископ Белгородский и Обоянский, в миру Иоаким Андреевич Горленко. Был выходцем из казачьей семьи. В 1723 году, после окончании обучения в Киево-Могилянской академии, поступил в Межигорский Преображенский монастырь, где вел строгую подвижническую жизнь. В 1727 году принял постриг в киевском Братском монастыре, с 1734 года служил в Софийском соборе в Киеве. Через три года был назначен настоятелем Мгарского Преображенского монастыря под Лубнами. Согласно автобиографическим записям, в этот период ему дважды являлся в сновидениях святитель Афанасий Лубенский. С 1745 года архимандрит Иоасаф занимал должность наместника Трои
Иконография образа сложилась на основе фрагмента из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (1683), где рассказывается о грешнике, который, собираясь на злое дело, молился перед иконой Богоматери с Младенцем и однажды увидел, что у Младенца Христа открылись полученные при Распятии раны. Богоматерь обратилась к грешнику со словами, что он наполняет ее сердце скорбью, вновь распиная ее Сына. Грешник раскаялся, и Богородица попросила Христа простить его, после чего грешник сумел победить свои греховные помыслы. Иллюстрации этого текста возникли на рубеже XVIII-XIX веков, а прославление иконы Богоматери Нечаянная Радость произошло в 1838 году, когда от пожерт
В XVII веке Ярославль и Кострома достигли экономического и культурного расцвета. Богатые купеческие фамилии возводили роскошные каменные храмы, которые украшали фресками и иконами, отличающимися исключительным мастерством исполнения. В этот период формируются характерные стилистические особенности ярославской и костромской иконописи, нарастает повествовательность сюжетов, усложняется иконография, в том числе благодаря использованию западноевропейских гравюрных образцов. Произведения поволжских мастеров пользовались большим спросом, а сами художники регулярно привлекались для работ при царском дворе. Читает научный сотрудник отдела научно-просветительно
Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, является одним из главных действующих лиц начальной евангельской истории, что определило большой круг связанных с ним праздников, среди которых «Зачатие Иоанна Предтечи». Этот церковный праздник прославляет истинную христианскую любовь благочестивых родителей друг ко другу, веру и надежду в промысел Божий о судьбах людей. На иконе «Зачатие Иоанна Предтечи» XV века из собрания Музея им. Андрея Рублёва соединены сцена встречи родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елизаветы и образ взрослого Иоанна в пустыннических одеждах, что является иконографической редкостью. Об этом редком образе, представленном на выстав
Сведения о жизни преподобного Нила Столобенского содержатся в житии святого, составленном в конце XVI века. Согласно ему, святой родился близ Жабенского погоста новгородской Деревской пятины. Рано осиротев, он ушел в псковские земли и принял монашеский постриг в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре. В 1515 году уединился в келье, и на ее месте вскоре образовалась Серемхская пустынь. В 1528 году Нил Столобенский покинул пустынь и ушел на остров Столобный на озере Селигер, где устроил себе келью и часовню. Нил никогда не спал лежа и отдыхал, опираясь на крюки, вбитые в стену. Перед смертью он сам вырыл себе могилу и вытесал гроб. Скончался святой 7/20 декабря 15
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский – один из самых любимых в народе святых, прославившийся помощью больным, нуждающимся и мореплавателям. В его житии говорится, что во время Вселенского собора в Никее в 325 году святитель Николай, возмущенный речью еретика Ария, полагавшего, что Христос сотворен Богом-Отцом и не единосущен ему, дал нечестивцу пощечину. За это он был лишен епископского сана и заключен под стражу. В темнице ему явились Христос и Богородица и вернули знаки епископского достоинства. Память святого отмечают в день его рождества 29 июля/11 августа, кончины 6/19 декабря, а также в день перенесения его мощей из Миры, где святой бы
Комментарии 31