Праздник Введения во храм, как и некоторые другие богородичные праздники, основывается на текстах апокрифических Протоевангелия от Иакова и Евангелия Псевдо-Матфея. Молясь о рождении ребенка, бездетные Иоаким и Анна дали обет посвятить его Богу. Родившуюся дочь Марию в возрасте трех лет в сопровождении праздничной процессии они привели в Иерусалимский храм, где ее встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. Получив накануне откровение, Захария ввел Богоматерь в Святая Святых – место, где находились Камень Основания и Скрижали Завета, куда было разрешено входить только один раз в год первосвященнику. Там Марию кормил архангел Гавриил.
Праздник Введения Богородицы во храм был установлен, по-видимому, при византийском императоре Юстиниане (VI век ). Он входит в число великих двунадесятых церковных праздников. Изображения этого сюжета известны с IX века. На иконах Введения во храм традиционно изображались первосвященник Захария, встречающий поднимающуюся по ступеням Храма трехлетнюю Марию, провожающие дочь Иоаким и Анна, а также освещающие путь Марии свечами иерусалимские девы.
В основе композиции эмалевой иконы лежит западноевропейский образец. Необычно, что среди провожающих Марию изображена загадочная жена с нимбом. Икона представляла собой один из фрагментов составной эмалевой иконы «Воскресение Христово, с праздниками». На ее центральной пластине есть подпись Якова Ивановича Шапошникова – одного из ведущих ростовских мастеров-эмальеров првой половины XIX века.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
Первая половина XIX века. Яков Шапошников
Серебро, эмаль на медной основе; 10.3 × 7,3 см
Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Властной поступью скрипучей, Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К нам зима пришла седая. Пост Рождественский встречаем, Славный праздник отмечаем – Приснодевы в храм Введенье Ангелам на удивленье. Девочка входит прямо Во святое место храма И Рождение Господне Возвещает нам сегодня. Высоцкая Светлана.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
12 декабря в 19:00 - лекция «Симон Ушаков и творчество мастеров Оружейной палаты»
Центром художественной жизни страны с середины XVII века была иконописная мастерская Оружейной палаты. Ее ведущим мастером стал Симон Ушаков, разработавший новую манеру письма, в которой стилистические приемы, присущие традиционной иконе, сочетались с элементами «живоподобия». Штат иконописцев был обширен, в него вошли многие известные художники: К.И. Уланов, Т.И. Филатьев, Ф.Е. Зубов и др. Мастера Оружейной палаты принимали участие в выполнении царских и патриарших заказов. На лекции вы узнаете о заимствованиях из западноевропейской гравюры, существенно повлиявших на сюжетный репертуар русской иконописи. Чита
Как реставрируются и изучаются резные произведения из белого камня?
Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в.» демонстрирует комплексный научно-реставрационный подход и итог совместной работы хранителей, реставраторов музея и привлеченных специалистов из других профильных областей для проведения искусствоведческих, исторических, палеографических и технико-технологических исследований. Их результаты, а также фотодокументация и описание реставрационных процессов стали частью экспозиции, которая открыта последнюю неделю - до 15 декабря - в Музее имени Андрея Рублева.
77 лет назад был основан Музей имени Андрея Рублева!
Постановление было подписано 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, подвижник в деле сохранения древнерусского художественного наследия. Создание музея спасло от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого жил, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. В музее, не имевшем первоначально никакой коллекции, ныне многотысячное собрание икон, рукописных книг, предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, фрески и многое другое. Мы храним, реставрируем и изучаем памятники древнерусского и ц
Икона Богоматери Знамения прославилась в Новгороде в 1170 году во время осады города войсками князя Андрея Боголюбского. Согласно сказанию, составленному в XIV столетии, архиепископу новгородскому Иоанну был голос, повелевший для спасения от врагов взять икону из Преображенского храма на Ильине улице и пройти с ней по крепостной стене города. Во время процессии в икону попали вражеские стрелы. Тогда образ Богоматери повернулся к новгородцам, а осаждавшее город войско охватил страх: некоторые побросали оружие и бежали, другие стали избивать друг друга. Празднование чудотворному образу было установлено свидетелем и участником этих событий архиепископом Иоанном. В XV-XVI век
Священномученик Климент (ум. ок. 101) был обращен в христианство апостолом Петром и проповедовал вместе с апостолом Павлом. Апостол Петр сделал Климента епископом Рима. Сведения о жизни священномученика содержатся в трудах Иринея Леонского, Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского и многих других. Его перу приписывается Первое послание Коринфянам. Согласно церковному преданию, Климент был сослан на рубеже I-II веков из Рима в Херсонес, где через некоторое время за проповедь христианства был утоплен в море с якорем на шее. В 861 году его мощи были обретены в море недалеко от города. Подготовка торжеств по случаю обретения мощей была поручена Константину Философу, одном
История пророка Ионы, ослушавшегося повеления Бога идти на проповедь в Ниневию и трое суток пребывавшего во чреве кита, относится к наиболее известным в мировом искусстве. Изображения Ионы известны в росписях раннехристианских захоронений в римских катакомбах, древних рукописях и иконах. Художники раскрывали через его образ темы греха, покаяния и Божьего милосердия. Христос упоминал «знамение Ионы» в беседе с книжниками и фарисеями, а также сравнивал себя с Ионой, который сумел внушить жителям Ниневии покаяние, и таким образом спас их от Божьего гнева. Иконографии Ионы посвящена эта лекция. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имен
Великомученица Екатерина (287-305), согласно житию, происходила из царского рода и жила в Александрии Египетской. Она отличалась мудростью и обширными познаниями. Во время языческого праздника Екатерина победила 50 языческих риторов на диспуте, проходившем во дворце императора Максенция (или Максимина), которые признали правоту христианства. Философов казнили, а Екатерину бросили в темницу. После того, как ей удалось обратить в христианство посетившую ее императрицу, император предал святую пыткам и повелел обезглавить. Тело великомученицы чудесным образом было перенесено на гору Синай, мощи были обретены около 800 года и перенесены в Спасо-Преображенский Синайский м
«Заступница усердная». Владимирская икона Богоматери. Музей имени Андрея Рублева
Начинаем цикл из четырех экскурсий, посвященный древним чудотворным иконам Богоматери – Владимирской, Тихвинской, Смоленской и Казанской, сыгравших огромную роль в истории нашего Отечества. По вере наших предков пять древних икон, явленных в разные века и в разных местах, служат защитой нашего Отечества: север защищает Тихвинская, юг – Иверская, восток – Казанская, запад – Смоленская. Центр России охраняет Владимирская икона Богоматери. Об истории четырех из них на примере икон из собрания Музея им. Андрея Рублева расскажет заведующая отделом научно-просветительной работы О.В. Никифорова. Сегодня первый расска
Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703) происходил из священнической семьи, принял монашество в 1663 году после смерти жены в Золотниковской пустыни недалеко от Суздаля. Был игуменом Яхромского Козмина монастыря, а затем - Макарьева Унженского. В 1682 году стал Воронежским епископом и построил в городе новый каменный Благовещенский собор. Пользовался особым уважением Петра I, который лично присутствовал на похоронах святителя и нес его гроб. В 1832 году были обретены мощи Митрофана, после чего состоялась его канонизация. Дни памяти были установлены на даты преставления (23 ноября / 6 декабря) и обретения мощей (7/20 августа). К моменту канонизации святителя
С большой радостью делимся с вами отзывами о выставке «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX века». Экспозицию увидели более 2600 человек. Спасибо вам, дорогие, мы ценим каждого из вас и всегда ждём в Музее имени Андрея Рублева
Праздник Введения во храм, как и некоторые другие богородичные праздники, основывается на текстах апокрифических Протоевангелия от Иакова и Евангелия Псевдо-Матфея. Молясь о рождении ребенка, бездетные Иоаким и Анна дали обет посвятить его Богу. Родившуюся дочь Марию в возрасте трех лет в сопровождении праздничной процессии они привели в Иерусалимский храм, где ее встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. Получив накануне откровение, Захария ввел Богоматерь в Святая Святых – место, где находились Камень Основания и Скрижали Завета, куда было разрешено входить только один раз в год первосвященнику. Там Марию кормил архангел Гавриил.
Праздник
🎄Ещё есть билеты на «Путешествие в Рождество в Музее им. А. Рублева»!
Приходите всей семьёй или классом, откройте секреты древних икон, посетите кукольный спектакль и творческое занятие «Рождественский ангел», получите подарок - всё это в рамках уникальной программы в нашем музее.
Комментарии 33
Снежные гоняя тучи,
Стужей утренней пугая,
К нам зима пришла седая.
Пост Рождественский встречаем,
Славный праздник отмечаем –
Приснодевы в храм Введенье
Ангелам на удивленье.
Девочка входит прямо
Во святое место храма
И Рождение Господне
Возвещает нам сегодня.
Высоцкая Светлана.