Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии, где получил прекрасное образование. Был крещен святителем Мелетием, архиепископом Антиохийиским. Став иноком, Иоанн некоторое время вел отшельнический образ жизни и изучал Писание. Вернувшись в Антиохию, был поставлен в диаконы, затем в пресвитеры. С 397 по 404 год занимал архиепископскую кафедру в Константинополе, но из-за конфликта с императрицей был отправлен в ссылку. Умер 14 сентября 407 года в Команах в Абхазии. Тридцать лет спустя было принято решение о переносе его останков в Константинополь. 27 января (9 февраля по новому стилю) 438 года корабль, на котором их перевозили, был торжественно встречен в гавани византийской столицы. Из-за того, что день смерти святого совпадал с празднованием Крестовоздвижения, было принято решение о переносе даты его поминовения на 13/26 ноября. Почему была выбрана именно эта дата – неизвестно. Прозвище «Златоуст» Иоанн получил за дар красноречия. Его литературное наследие – самое обширное из всех отцов Православной церкви, и включает более 900 сочинений, среди которых Литургия, 7-я молитва вечернего правила, проповеди, беседы и наставления.
Изображения святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого как создателей литургии на створках Царских врат известны с XIII века. В конце XIV столетия их фигуры со свитками в руках стали изображать обращенными к центру. Икона из собрания музея представляет собой часть левой створки Царских врат. В ее живописи присутствуют черты московской и ростовской традиций середины XVI столетия. Тонкие черты лика, высветленный бирюзово-зеленый фон находят аналогии в памятниках Москвы. Плоскостность, активная орнаментация одежд, колорит с использованием небольшого количества цветов, эффектно сочетающихся друг с другом, типичны для ростовской художественной культуры. Вероятно, Царские врата были написаны ростовским мастером, ориентировавшимся на образцы столичного искусства.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ (часть створки Царских врат иконостаса) Середина XVI века. Ростов (?) Дерево, темпера. 102 х 44 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
главный храм в Воскресенске на берегу Москвы реки носит имя Иоана Златоуста .храму каменному более 270 лет. Ранее храм бы деревянный.здесь был основан на роднике монастырь.обитель. И слобода ремесленных людей .Росло и село рядом и деревня.село и сейчас живёт Новлянское. А двух деревень, входивших во владения монастыря и храма уже нет Воскресенск город с богатой историей .а городу всего 83 года.Чиаиус города Воскресенск получил 11 июня 1938 года. Село Воскресенское возникло на Большой Болванкой дороге более 509 лет назад на речке Молчанке.здесь жили племена меря, вятичи.и никто не воевал. На погосте к реки Молчание встречались боевые дружины , полки, воеводы и торговые люди.здесь принимали царскую дань, здесь и наказы царские вреводамн вручали. Здесь и битвы были Пяти кресты.здесь встретились четыре полка.Большиз полка и один малый.в курганах похоронены воины.курганы близ дороги на Коломну.
В парке Кривякино и Красное сельцо память хранит усадебны дом И.И.Лажечникова, купца, писателя.одно из произведений Ледяной дом, В марчугаз родился Дмитрий Пожарский.и провел в Марчугаз детские годы. В усадьбе Спасское приезжал к Александре ШчиповнеиРоссет Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В годы войны в усадьбе Спасское был детский дом. Вот какая история нашего края.и ещё много интересного расскажет земля наша и музей краеведческий.
«Земный ангел и небесный человек, ластовице богоглаголивая, многогласная, добродетелей сокровище, равностоятель святых ангел, апостолов единонравен, — в песнех да возвеличится Златоуст!»
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мученики Гурий и Самон жили в городе Эдессе. При императоре Диоклетиане (284–305) или Максимиане (305–311) за отказ поклониться языческим богам их подвергли пыткам и обезглавили. Затем при императоре Ликинии (311–324) в том же городе гонениям подвергся диакон Авив. Когда он узнал, что его приказано схватить, то сам пришел к палачам, не желая, чтобы при розыске пострадали другие христиане. Святой был приговорен к сожжению. Когда огонь погас, мать святого обрела его тело невредимым. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном. Казни состоялись в разные годы, но в один и тот же день – 15/28 ноября, поэтому память святым отмечается вместе. Чудо спасения хри
Авторская лекция «Святая Семья в произведениях из собрания Музея им. Андрея Рублева»
Известна фраза классика о счастливых и несчастливых семьях, их схожести и различии. А что можно сказать о Святой Семье? И были ли святые семьи? И каковы были семьи святых? Все они христиане, или священный благодатный характер семейного родства проявлялся до Боговоплощения? Только ли агиография может быть источником сведений о подобных фамильных соборах, или в христианской иконографии мы также можем найти отсвет Божественной семейности, образ Домостроительства как строительства самого лучшего дома, семейных уз? Каким было Святое семейство и что мы знаем о детстве и отрочестве Богоматери, Спасителя и других св
Апостол Филипп упомянут во всех четырех Евангелиях, Деяниях апостолов, а также в апокрифических Евангелии от Филиппа и Деяниях Филиппа. Иисус призвал его третьим, после апостолов Андрея и Петра. Филипп привел к Христу Нафанаила, которого отождествляют с апостолом Варфоломеем. Именно апостол Филипп во время Тайной вечери просил Христа показать ученикам Отца. После Вознесения Господня, апостол Филипп проповедовал в Галилее, Элладе, Парфе, Сирии, Малой Азии, Лидии, Мисии. Он был казнен в 80 году при императоре Тите в городе Иераполе Фригийском (территория современной Турции). В разных версиях жития повествуется о его распятии вниз головой или об отсечении главы. Святой был похор
Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии, где получил прекрасное образование. Был крещен святителем Мелетием, архиепископом Антиохийиским. Став иноком, Иоанн некоторое время вел отшельнический образ жизни и изучал Писание. Вернувшись в Антиохию, был поставлен в диаконы, затем в пресвитеры. С 397 по 404 год занимал архиепископскую кафедру в Константинополе, но из-за конфликта с императрицей был отправлен в ссылку. Умер 14 сентября 407 года в Команах в Абхазии. Тридцать лет спустя было принято решение о переносе его останков в Константинополь. 27 января (9 февраля по новому стилю) 438 года корабль, на котором их перевозили, был торжественно встречен в гавани византи
Лекция «Домонгольская Русь и образ Христа в искусстве»
Образ Иисуса Христа всегда был важнейшей темой церковного искусства, средоточием христианской веры. В Древней Руси он присутствовал повсюду: в монументальных росписях храмов, на иконах и церковной утвари, в рукописных книгах. Разнообразие иконографии Спасителя было чрезвычайно широким. Он изображался и как юный отрок Эммануил, и как старец «Ветхий днями», при этом задачей иконописцев было передать две природы Христа – человеческую и божественную. На лекции вы узнаете о различных типах изображения Христа и их распространении в древнерусском искусстве. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андре
Оттиск с изображением Богоматери с Младенцем имеет подпись: «ѡбразъ претыѧ б(д)цы // милостивнаѧ празне//ство ноемвриѧ 12 днѧ». Под 12/25 ноября в церковном календаре, действительно значится чествование иконы Богоматери Милостивой. Милостивая - распространенный эпитет, который мог быть отнесен к иконам Богородицы различной иконографии. Наиболее часто его относят к образам Богоматери Киккской из кипрского Киккского монастыря, который предание относит кисти Евангелиста Луки. Эта икона относится к типу Взыграния Младенца. В данном случае использован другой иконографический тип Одигитрии. Композиция листа чрезвычайно близка изображению Богоматери на гравюре Григория Тепчег
Великомученик Мина Египетский (Котуанский), согласно наиболее распространенной версии его жития, происходил из Египта и служил в римском войске в городе Котуане во Фригии при императоре Диоклетиане (284–305). После долгих лет в армии удалился в пустыню. Во время одного языческого праздника он явился в Котуан, его схватили и предали жестоким истязаниям, а затем отсекли голову. Основные источники о жизни Мины – его житие, описания мучений и посмертных чудес на греческом, коптском и других восточных языках. В первой половине VI века в честь него было составлено песнопение преподобным Романом Сладкопевцем († после 555 года) и появились первые изображения. В древнер
Реконструкция архитектурного декора Спасского собора. Музей имени Андрея Рублева
Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре был создан в первой четверти XV века. Этот выдающийся памятник раннемосковской архитектуры сильно пострадал во время Отечественной войны в 1812 году: его купол рухнул, все внутренне убранство сгорело. Последующее восстановление собора не соответствовало древним формам. Однако при реставрации, проводимой в середине ХХ века Л.А. Давидом, С.С. Подъяпольским и Б.Л. Альтшуллером, в кладке собора были обнаружены детали первоначального купола и его убранства. Эти открытия дали возможность точно реконструировать утраченные элементы, такие как поребрик, городчатый поясок, лож
Великомученик Георгий († 303) – один из самых почитаемых христианских святых. Согласно житию, воспитанный матерью-христианкой, в юности он поступил на военную службу и быстро дослужился до звания комита. Когда император Диоклетиан развернул борьбу с христианами, Георгий явился к нему открыто исповедовал свою веру, за что был подвергнут мучениям и обезглавлен. Вовремя пытки колесованием, явился ангел, низвел Георгия с колеса и исцелил его раны, а палачи в страхе разбежались. Невредимым Георгий пришел в храм Аполлона, где Диоклетиан совершал жертвоприношение, и обвинил его в поклонении ложным богам. Став свидетелями чуда исцеления Георгия, царица Александра и
Выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков» работает до 24 ноября включительно!
О выставке рассказывает куратор - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева О.Р. Хромов. Из интервью вы узнаете: - о печатных антиминсах, как, где и из каких материалов их изготавливали; - об известных мастерах, создававших редкие произведения; - почему некоторые экспонаты имеют двойную датировку; - какие требования существуют для хранения и экспонирования антиминсов; и т. д.
Чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы находится в афонском монастыре Дохиар. По преданию, она была написана в X – начале XI века при настоятеле монастыре Неофите, а прославилась только в 1664 году. Сказание гласит, что монах Нил ослушался приказа, исходившего от образа, из-за чего ослеп, а затем, раскаявшись, прозрел. Списки с афонской иконы распространились в России во второй половине XIX века благодаря массовому паломничеству на Афон и привозу оттуда списков с образа. Как правило, это поясные или поколенные изображение Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке. Один из почитаемых поздних списков хранится в русском Вознесенском Елеонском монастыре в И
Вы узнаете об изменениях в ритуале захоронения человека, связанных с принятием христианства на Руси, а также об истории формирования городских грунтовых кладбищ и усыпальниц в храмах. Лектор расскажет о том, как исследования дают возможность реконструировать ритуал захоронения представителей высшей светской знати и церковных иерархов России.
Читает доктор исторических наук, археолог Т.Д. Панова.
23 ноября в 14:30
350—400 руб.
Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн.
Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен после осуждения около 360 года на Лаодикийском поместном соборе почитания ангелов как творцов вселенной. Считается, что день празднования был выбран из-за соответствия ноября – девятого календарного месяца (год начинался в марте) – числу ангельских чинов. Восьмой день месяца напоминал о Страшном суде, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25, 31). Икона музейного собрания была храмовым образом Архангельской церкви в подмосковных Бронницах. В начале XVIII столетия Бронницы были государевым коннозаводческим селом,
Преподобный Кирилл Новоезерский родился в костромском Галиче. Согласно житию святого, он в пятнадцать лет покинул родительский дом и принял постриг в монастыре Корнилия Комельского. Родители долгое время думали, что их сын погиб, а узнав, что он стал монахом, также приняли постриг. По благословению Корнилия Кирилл оставил обитель и стал странствовать по монастырям для поклонения святыням. В Тихвинском Успенском монастыре ему было видение Богородицы, указавшей построить монастырь в Белозерье. Дойдя до Новозера он, по преданию, увидел столб огня, поднимавшийся с одного из островов. На нем преподобный Кирилл в 1517 году основал свою обитель, поставив кельи и церк
Лекция «Настенные росписи времени царя Михаила Федоровича и патриарха Иосифа»
Восшествие на престол молодого царя из рода Романовых сопровождалось экономическим кризисом, в котором страна оказалась из-за междоусобиц Смутного времени. Только по прошествии более 15 лет с момента избрания Михаила Федоровича начинают украшаться храмы царского богомолья, в том числе и величественный патриарший кафедральный Успенский собор. К большинству храмовых росписей этого периода имеет отношение не только царь, но и патриарх Иосиф. Особняком стоят росписи ярославского храма Николы Надеина, созданные по заказу государева гостя (купца) Надеи Светешникова. На лекции «Настенные росписи времени царя Михаила Федор
Преподобный Варлаам Хутынский († 1193?) — самый почитаемый новгородский святой, основатель и первый игумен Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря близ Новгорода на окраине деревни Хутынь Происходил из знатной новгородской семьи и основал обитель на своих родовых землях в конце жизни. После того, как в 1460 году во время пребывания московского великого князя Василия Васильевича Темного вместе с сыновьями в Новгороде у гроба святого воскрес умерший постельничий князя Григорий Тумгень, Варлаама стали широко почитать в Москве наряду с преподобным Сергием Радонежским. Икона из собрания музея относится к паломническим образам монастыря. Святой предстает
Комментарии 17
.храму каменному более 270 лет.
Ранее храм бы деревянный.здесь был основан на роднике монастырь.обитель.
И слобода ремесленных людей .Росло и село рядом и деревня.село и сейчас живёт Новлянское.
А двух деревень, входивших во владения монастыря и храма уже нет
Воскресенск город с богатой историей .а городу всего 83 года.Чиаиус города Воскресенск получил 11 июня 1938 года.
Село Воскресенское возникло на Большой Болванкой дороге более 509 лет назад на речке Молчанке.здесь жили племена меря, вятичи.и никто не воевал.
На погосте к реки Молчание встречались боевые дружины , полки, воеводы и торговые люди.здесь принимали царскую дань, здесь и наказы царские вреводамн вручали.
Здесь и битвы были Пяти кресты.здесь встретились четыре полка.Большиз полка и один малый.в курганах похоронены воины.курганы близ дороги на Коломну.
Кривякино и Красное сельцо память хранит усадебны дом И.И.Лажечникова, купца, писателя.одно из произведений Ледяной дом,
В марчугаз родился Дмитрий Пожарский.и провел в Марчугаз детские годы.
В усадьбе Спасское приезжал к Александре ШчиповнеиРоссет Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
В годы войны в усадьбе Спасское был детский дом.
Вот какая история нашего края.и ещё много интересного расскажет земля наша и музей краеведческий.
Моли Бога о спасении нашего Отечества, защите всех наших Воинов от пули, огня, плена и напрасной смерти!
19 век. Размер 31/22,5 см