Лекция «Домонгольская Русь и образ Христа в искусстве»
Образ Иисуса Христа всегда был важнейшей темой церковного искусства, средоточием христианской веры. В Древней Руси он присутствовал повсюду: в монументальных росписях храмов, на иконах и церковной утвари, в рукописных книгах. Разнообразие иконографии Спасителя было чрезвычайно широким. Он изображался и как юный отрок Эммануил, и как старец «Ветхий днями», при этом задачей иконописцев было передать две природы Христа – человеческую и божественную. На лекции вы узнаете о различных типах изображения Христа и их распространении в древнерусском искусстве.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
30 ноября в 14:30
Бесплатно Перед лекцией нужно взять бесплатный билет в кассе музея (Андроньевская пл. 10).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мученики Гурий и Самон жили в городе Эдессе. При императоре Диоклетиане (284–305) или Максимиане (305–311) за отказ поклониться языческим богам их подвергли пыткам и обезглавили. Затем при императоре Ликинии (311–324) в том же городе гонениям подвергся диакон Авив. Когда он узнал, что его приказано схватить, то сам пришел к палачам, не желая, чтобы при розыске пострадали другие христиане. Святой был приговорен к сожжению. Когда огонь погас, мать святого обрела его тело невредимым. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном. Казни состоялись в разные годы, но в один и тот же день – 15/28 ноября, поэтому память святым отмечается вместе. Чудо спасения хри
Авторская лекция «Святая Семья в произведениях из собрания Музея им. Андрея Рублева»
Известна фраза классика о счастливых и несчастливых семьях, их схожести и различии. А что можно сказать о Святой Семье? И были ли святые семьи? И каковы были семьи святых? Все они христиане, или священный благодатный характер семейного родства проявлялся до Боговоплощения? Только ли агиография может быть источником сведений о подобных фамильных соборах, или в христианской иконографии мы также можем найти отсвет Божественной семейности, образ Домостроительства как строительства самого лучшего дома, семейных уз? Каким было Святое семейство и что мы знаем о детстве и отрочестве Богоматери, Спасителя и других св
Апостол Филипп упомянут во всех четырех Евангелиях, Деяниях апостолов, а также в апокрифических Евангелии от Филиппа и Деяниях Филиппа. Иисус призвал его третьим, после апостолов Андрея и Петра. Филипп привел к Христу Нафанаила, которого отождествляют с апостолом Варфоломеем. Именно апостол Филипп во время Тайной вечери просил Христа показать ученикам Отца. После Вознесения Господня, апостол Филипп проповедовал в Галилее, Элладе, Парфе, Сирии, Малой Азии, Лидии, Мисии. Он был казнен в 80 году при императоре Тите в городе Иераполе Фригийском (территория современной Турции). В разных версиях жития повествуется о его распятии вниз головой или об отсечении главы. Святой был похор
Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии, где получил прекрасное образование. Был крещен святителем Мелетием, архиепископом Антиохийиским. Став иноком, Иоанн некоторое время вел отшельнический образ жизни и изучал Писание. Вернувшись в Антиохию, был поставлен в диаконы, затем в пресвитеры. С 397 по 404 год занимал архиепископскую кафедру в Константинополе, но из-за конфликта с императрицей был отправлен в ссылку. Умер 14 сентября 407 года в Команах в Абхазии. Тридцать лет спустя было принято решение о переносе его останков в Константинополь. 27 января (9 февраля по новому стилю) 438 года корабль, на котором их перевозили, был торжественно встречен в гавани византи
Лекция «Домонгольская Русь и образ Христа в искусстве»
Образ Иисуса Христа всегда был важнейшей темой церковного искусства, средоточием христианской веры. В Древней Руси он присутствовал повсюду: в монументальных росписях храмов, на иконах и церковной утвари, в рукописных книгах. Разнообразие иконографии Спасителя было чрезвычайно широким. Он изображался и как юный отрок Эммануил, и как старец «Ветхий днями», при этом задачей иконописцев было передать две природы Христа – человеческую и божественную. На лекции вы узнаете о различных типах изображения Христа и их распространении в древнерусском искусстве. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андре
Оттиск с изображением Богоматери с Младенцем имеет подпись: «ѡбразъ претыѧ б(д)цы // милостивнаѧ празне//ство ноемвриѧ 12 днѧ». Под 12/25 ноября в церковном календаре, действительно значится чествование иконы Богоматери Милостивой. Милостивая - распространенный эпитет, который мог быть отнесен к иконам Богородицы различной иконографии. Наиболее часто его относят к образам Богоматери Киккской из кипрского Киккского монастыря, который предание относит кисти Евангелиста Луки. Эта икона относится к типу Взыграния Младенца. В данном случае использован другой иконографический тип Одигитрии. Композиция листа чрезвычайно близка изображению Богоматери на гравюре Григория Тепчег
Великомученик Мина Египетский (Котуанский), согласно наиболее распространенной версии его жития, происходил из Египта и служил в римском войске в городе Котуане во Фригии при императоре Диоклетиане (284–305). После долгих лет в армии удалился в пустыню. Во время одного языческого праздника он явился в Котуан, его схватили и предали жестоким истязаниям, а затем отсекли голову. Основные источники о жизни Мины – его житие, описания мучений и посмертных чудес на греческом, коптском и других восточных языках. В первой половине VI века в честь него было составлено песнопение преподобным Романом Сладкопевцем († после 555 года) и появились первые изображения. В древнер
Реконструкция архитектурного декора Спасского собора. Музей имени Андрея Рублева
Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре был создан в первой четверти XV века. Этот выдающийся памятник раннемосковской архитектуры сильно пострадал во время Отечественной войны в 1812 году: его купол рухнул, все внутренне убранство сгорело. Последующее восстановление собора не соответствовало древним формам. Однако при реставрации, проводимой в середине ХХ века Л.А. Давидом, С.С. Подъяпольским и Б.Л. Альтшуллером, в кладке собора были обнаружены детали первоначального купола и его убранства. Эти открытия дали возможность точно реконструировать утраченные элементы, такие как поребрик, городчатый поясок, лож
Великомученик Георгий († 303) – один из самых почитаемых христианских святых. Согласно житию, воспитанный матерью-христианкой, в юности он поступил на военную службу и быстро дослужился до звания комита. Когда император Диоклетиан развернул борьбу с христианами, Георгий явился к нему открыто исповедовал свою веру, за что был подвергнут мучениям и обезглавлен. Вовремя пытки колесованием, явился ангел, низвел Георгия с колеса и исцелил его раны, а палачи в страхе разбежались. Невредимым Георгий пришел в храм Аполлона, где Диоклетиан совершал жертвоприношение, и обвинил его в поклонении ложным богам. Став свидетелями чуда исцеления Георгия, царица Александра и
Выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков» работает до 24 ноября включительно!
О выставке рассказывает куратор - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева О.Р. Хромов. Из интервью вы узнаете: - о печатных антиминсах, как, где и из каких материалов их изготавливали; - об известных мастерах, создававших редкие произведения; - почему некоторые экспонаты имеют двойную датировку; - какие требования существуют для хранения и экспонирования антиминсов; и т. д.
Чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы находится в афонском монастыре Дохиар. По преданию, она была написана в X – начале XI века при настоятеле монастыре Неофите, а прославилась только в 1664 году. Сказание гласит, что монах Нил ослушался приказа, исходившего от образа, из-за чего ослеп, а затем, раскаявшись, прозрел. Списки с афонской иконы распространились в России во второй половине XIX века благодаря массовому паломничеству на Афон и привозу оттуда списков с образа. Как правило, это поясные или поколенные изображение Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке. Один из почитаемых поздних списков хранится в русском Вознесенском Елеонском монастыре в И
Вы узнаете об изменениях в ритуале захоронения человека, связанных с принятием христианства на Руси, а также об истории формирования городских грунтовых кладбищ и усыпальниц в храмах. Лектор расскажет о том, как исследования дают возможность реконструировать ритуал захоронения представителей высшей светской знати и церковных иерархов России.
Читает доктор исторических наук, археолог Т.Д. Панова.
23 ноября в 14:30
350—400 руб.
Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн.
Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен после осуждения около 360 года на Лаодикийском поместном соборе почитания ангелов как творцов вселенной. Считается, что день празднования был выбран из-за соответствия ноября – девятого календарного месяца (год начинался в марте) – числу ангельских чинов. Восьмой день месяца напоминал о Страшном суде, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25, 31). Икона музейного собрания была храмовым образом Архангельской церкви в подмосковных Бронницах. В начале XVIII столетия Бронницы были государевым коннозаводческим селом,
Преподобный Кирилл Новоезерский родился в костромском Галиче. Согласно житию святого, он в пятнадцать лет покинул родительский дом и принял постриг в монастыре Корнилия Комельского. Родители долгое время думали, что их сын погиб, а узнав, что он стал монахом, также приняли постриг. По благословению Корнилия Кирилл оставил обитель и стал странствовать по монастырям для поклонения святыням. В Тихвинском Успенском монастыре ему было видение Богородицы, указавшей построить монастырь в Белозерье. Дойдя до Новозера он, по преданию, увидел столб огня, поднимавшийся с одного из островов. На нем преподобный Кирилл в 1517 году основал свою обитель, поставив кельи и церк
Лекция «Настенные росписи времени царя Михаила Федоровича и патриарха Иосифа»
Восшествие на престол молодого царя из рода Романовых сопровождалось экономическим кризисом, в котором страна оказалась из-за междоусобиц Смутного времени. Только по прошествии более 15 лет с момента избрания Михаила Федоровича начинают украшаться храмы царского богомолья, в том числе и величественный патриарший кафедральный Успенский собор. К большинству храмовых росписей этого периода имеет отношение не только царь, но и патриарх Иосиф. Особняком стоят росписи ярославского храма Николы Надеина, созданные по заказу государева гостя (купца) Надеи Светешникова. На лекции «Настенные росписи времени царя Михаила Федор
Преподобный Варлаам Хутынский († 1193?) — самый почитаемый новгородский святой, основатель и первый игумен Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря близ Новгорода на окраине деревни Хутынь Происходил из знатной новгородской семьи и основал обитель на своих родовых землях в конце жизни. После того, как в 1460 году во время пребывания московского великого князя Василия Васильевича Темного вместе с сыновьями в Новгороде у гроба святого воскрес умерший постельничий князя Григорий Тумгень, Варлаама стали широко почитать в Москве наряду с преподобным Сергием Радонежским. Икона из собрания музея относится к паломническим образам монастыря. Святой предстает
Комментарии 2