Оттиск с изображением Богоматери с Младенцем имеет подпись: «ѡбразъ претыѧ б(д)цы // милостивнаѧ празне//ство ноемвриѧ 12 днѧ». Под 12/25 ноября в церковном календаре, действительно значится чествование иконы Богоматери Милостивой. Милостивая - распространенный эпитет, который мог быть отнесен к иконам Богородицы различной иконографии. Наиболее часто его относят к образам Богоматери Киккской из кипрского Киккского монастыря, который предание относит кисти Евангелиста Луки. Эта икона относится к типу Взыграния Младенца.
В данном случае использован другой иконографический тип Одигитрии. Композиция листа чрезвычайно близка изображению Богоматери на гравюре Григория Тепчегорского 1713-1714 годов с названием «Малетинская». Это зеркальное воспроизведение почитаемой византийской иконы Богоматери Елеимонитрии (Милостивой) конца XIV - начала XV века, хранящейся на Мальте в греко-католической церкви Дамаскинской Богоматери в Ла-Валетте. Иконный образец из собрания музея восходит к гравюре Тепчегорского, указанная на нем дата празднования соответствует дню чествования икона Богоматери Милостивой-Киккской.
БОГОМАТЕРЬ МИЛОСТИВАЯ 1780-1830-е годы Бумага, сажа, оттиск; 11,3 × 6,2 см Дар Е.И. Жидковой Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Оттиск с изображением Богоматери с Младенцем имеет подпись: «ѡбразъ претыѧ б(д)цы // милостивнаѧ празне//ство ноемвриѧ 12 днѧ». Под 12/25 ноября в церковном календаре, действительно значится чествование иконы Богоматери Милостивой. Милостивая - распространенный эпитет, который мог быть отнесен к иконам Богородицы различной иконографии. Наиболее часто его относят к образам Богоматери Киккской из кипрского Киккского монастыря, который предание относит кисти Евангелиста Луки. Эта икона относится к типу Взыграния Младенца. В данном случае использован другой иконографический тип Одигитрии. Композиция листа чрезвычайно близка изображению Богоматери на гравюре Григория Тепчег
Великомученик Мина Египетский (Котуанский), согласно наиболее распространенной версии его жития, происходил из Египта и служил в римском войске в городе Котуане во Фригии при императоре Диоклетиане (284–305). После долгих лет в армии удалился в пустыню. Во время одного языческого праздника он явился в Котуан, его схватили и предали жестоким истязаниям, а затем отсекли голову. Основные источники о жизни Мины – его житие, описания мучений и посмертных чудес на греческом, коптском и других восточных языках. В первой половине VI века в честь него было составлено песнопение преподобным Романом Сладкопевцем († после 555 года) и появились первые изображения. В древнер
Реконструкция архитектурного декора Спасского собора. Музей имени Андрея Рублева
Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре был создан в первой четверти XV века. Этот выдающийся памятник раннемосковской архитектуры сильно пострадал во время Отечественной войны в 1812 году: его купол рухнул, все внутренне убранство сгорело. Последующее восстановление собора не соответствовало древним формам. Однако при реставрации, проводимой в середине ХХ века Л.А. Давидом, С.С. Подъяпольским и Б.Л. Альтшуллером, в кладке собора были обнаружены детали первоначального купола и его убранства. Эти открытия дали возможность точно реконструировать утраченные элементы, такие как поребрик, городчатый поясок, лож
Великомученик Георгий († 303) – один из самых почитаемых христианских святых. Согласно житию, воспитанный матерью-христианкой, в юности он поступил на военную службу и быстро дослужился до звания комита. Когда император Диоклетиан развернул борьбу с христианами, Георгий явился к нему открыто исповедовал свою веру, за что был подвергнут мучениям и обезглавлен. Вовремя пытки колесованием, явился ангел, низвел Георгия с колеса и исцелил его раны, а палачи в страхе разбежались. Невредимым Георгий пришел в храм Аполлона, где Диоклетиан совершал жертвоприношение, и обвинил его в поклонении ложным богам. Став свидетелями чуда исцеления Георгия, царица Александра и
Выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков» работает до 24 ноября включительно!
О выставке рассказывает куратор - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева О.Р. Хромов. Из интервью вы узнаете: - о печатных антиминсах, как, где и из каких материалов их изготавливали; - об известных мастерах, создававших редкие произведения; - почему некоторые экспонаты имеют двойную датировку; - какие требования существуют для хранения и экспонирования антиминсов; и т. д.
Чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы находится в афонском монастыре Дохиар. По преданию, она была написана в X – начале XI века при настоятеле монастыре Неофите, а прославилась только в 1664 году. Сказание гласит, что монах Нил ослушался приказа, исходившего от образа, из-за чего ослеп, а затем, раскаявшись, прозрел. Списки с афонской иконы распространились в России во второй половине XIX века благодаря массовому паломничеству на Афон и привозу оттуда списков с образа. Как правило, это поясные или поколенные изображение Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке. Один из почитаемых поздних списков хранится в русском Вознесенском Елеонском монастыре в И
Вы узнаете об изменениях в ритуале захоронения человека, связанных с принятием христианства на Руси, а также об истории формирования городских грунтовых кладбищ и усыпальниц в храмах. Лектор расскажет о том, как исследования дают возможность реконструировать ритуал захоронения представителей высшей светской знати и церковных иерархов России.
Читает доктор исторических наук, археолог Т.Д. Панова.
23 ноября в 14:30
350—400 руб.
Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн.
Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен после осуждения около 360 года на Лаодикийском поместном соборе почитания ангелов как творцов вселенной. Считается, что день празднования был выбран из-за соответствия ноября – девятого календарного месяца (год начинался в марте) – числу ангельских чинов. Восьмой день месяца напоминал о Страшном суде, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25, 31). Икона музейного собрания была храмовым образом Архангельской церкви в подмосковных Бронницах. В начале XVIII столетия Бронницы были государевым коннозаводческим селом,
Преподобный Кирилл Новоезерский родился в костромском Галиче. Согласно житию святого, он в пятнадцать лет покинул родительский дом и принял постриг в монастыре Корнилия Комельского. Родители долгое время думали, что их сын погиб, а узнав, что он стал монахом, также приняли постриг. По благословению Корнилия Кирилл оставил обитель и стал странствовать по монастырям для поклонения святыням. В Тихвинском Успенском монастыре ему было видение Богородицы, указавшей построить монастырь в Белозерье. Дойдя до Новозера он, по преданию, увидел столб огня, поднимавшийся с одного из островов. На нем преподобный Кирилл в 1517 году основал свою обитель, поставив кельи и церк
Лекция «Настенные росписи времени царя Михаила Федоровича и патриарха Иосифа»
Восшествие на престол молодого царя из рода Романовых сопровождалось экономическим кризисом, в котором страна оказалась из-за междоусобиц Смутного времени. Только по прошествии более 15 лет с момента избрания Михаила Федоровича начинают украшаться храмы царского богомолья, в том числе и величественный патриарший кафедральный Успенский собор. К большинству храмовых росписей этого периода имеет отношение не только царь, но и патриарх Иосиф. Особняком стоят росписи ярославского храма Николы Надеина, созданные по заказу государева гостя (купца) Надеи Светешникова. На лекции «Настенные росписи времени царя Михаила Федор
Преподобный Варлаам Хутынский († 1193?) — самый почитаемый новгородский святой, основатель и первый игумен Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря близ Новгорода на окраине деревни Хутынь Происходил из знатной новгородской семьи и основал обитель на своих родовых землях в конце жизни. После того, как в 1460 году во время пребывания московского великого князя Василия Васильевича Темного вместе с сыновьями в Новгороде у гроба святого воскрес умерший постельничий князя Григорий Тумгень, Варлаама стали широко почитать в Москве наряду с преподобным Сергием Радонежским. Икона из собрания музея относится к паломническим образам монастыря. Святой предстает
16 ноября - день памяти Д.И. Арсенишвили, организатора и первого директора Музея им. Андрея Рублева
Давид Ильич был уникальным человеком - настоящим бессребреником, жил в Москве без квартиры, без денег, спал на раскладушке, которую на ночь ставил в Спасском соборе. В день памяти Д.И. Арсенишвили предлагаем вам посмотреть о нём фильм телеканала Радость Моя из серии "Незабвенные" https://rutube.ru/video/eb069096d9ea69b8d4a87a68838605d7/
Память великомученика Георгия отмечается четыре раза в год. 3/16 ноября празднуется день обновление храма святого Георгия в Лидде, который был построен на месте его погребения. Письменные свидетельства о его существовании восходят к VI веку. В 1010 году церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа Аль-Хакима, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами. Восстановление храма произошло при «благочестивом царе Константине» - одном из двух византийских императоров, носивших это имя в первой половине XI столетия. Тогда же фиксируется и установление праздника в честь обновления храма (дошедшее до наших дней здание было построено в 1872 году на средства русского импер
Православной церковью почитаются три пары святых бессребреников с именами Косма и Дамиан, каждая из которых имеет свой особый день празднования: Римских святых вспоминают 1/14 июля, Аравийских 17/30 октября и Асийских 1/14 ноября. В отличие от Римских и Аравийских святых, Асийские святые были братьями-близнецами и умерли своей смертью, не как мученики. Они жили в IV веке в Малой Азии, согласно житию, их отец был греком-язычником, а мать христианкой. Братья обладали даром врачевания, не брали за свой труд платы. В народной среде святые почитались не только как врачеватели, но и как покровители кузнечного дела и сковывающие брачные узы хранители семьи и брака
Нет комментариев