Праздник Воздвижение Креста Господня посвящен обретению реликвии патриархом Макарием и императрицей Еленой. После Распятия орудие казни Христа было утеряно. В 70 году Иерусалим разгромили римляне, и на Голгофе построили храм Афродиты. В 312 году императору Константину во сне явился Крест Господень, ознаменовав будущую победу. Его мать императрица Елена отправилась в Иерусалим на поиски мест и реликвий, связанных с земной жизнью Христа. По ее приказу были снесены многочисленные языческие капища и под одним из них обнаружены три креста, табличка и гвозди. Чтобы отличить Крест Господень от орудия казни разбойников, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на тяжело больную женщину или, по другой, на покойника, которого несли хоронить. Крест, явивший целительную силу, был признан Животворящим. Чтобы как можно больше людей смогли увидеть его, патриарх Макарий высоко поднял (воздвиг) крест над головой. На месте обретения реликвии к 335 году был построен храм, а праздник Воздвижения Креста установлен на следующий день после его освящения. Посвящение праздника воздвижению, а не нахождению реликвии было призвано подчеркнуть достоверность реликвии и важность ее прославления.
Изображения Крестовоздвижения известны с IX столетия. Первоначально они представляли церемонию празднования, поэтому поднимаемый святителем крест представлен небольшим – таким, какой используется на литургии, а не таким, каким могло быть реальное орудие казни. Эта иконография сохранялась в XVII-XVIII веках у провинциальных иконописцев.
На иконе в окружении диаконов представлен патриарх Макарий, поднимающий над головой крест. По сторонам стоят царь Константин и царица Елена. Обращает на себя внимание меньшая по масштабу фигура диакона, держащего патриарший посох. Это редкая деталь в памятниках рубежа XVII-XVIII века.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА Начало XVIII века. Север (?) Дерево, темпера; 39 × 32 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Константин организовал первую глобализацию А храм Афродиты, я думаю, был красивым. Он был про любовь, а теперь все про покаяние, смирение и смертный грех. А народ живет своей другой жизнью
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София согласно житию, созданному не ранее VII века, жили в Риме при императоре Адриане. Знатная вдова София, чье имя означает «Мудрость», назвала своих дочерей в честь христианских добродетелей и воспитала их в благочестии. Император, узнав об этом, велел привести к себе отроковиц, которым на тот момент было 12, 10 и 9 лет, и склонял их подарками и угрозами поклониться богине Артемиде (Диане). Ему не удалось поколебать веру сестер, и он отдал приказ казнить их. Мать забрала и похоронила тела своих дочерей. Через три дня после похорон она скончалась на их могиле. На Руси в монументальной живописи отдельные изобра
Иконографический тип Богоматери «Призри на смирение» появился в русской иконописи на рубеже XVII-XVIII столетий. Его главная особенность – стоящий рядом с Богородицей Младенец касается венца Матери, как бы увенчивая ее как Царицу Небесную. В XVI–XVII веках такая композиция бытовала у мастеров Северной Европы и Польши, а в конце XVII столетия появилась в украинских гравюрах. Там Богородица представлена в рост, сидящей на облаках в окружении Ангелов. Младенец стоит на ее колене, протягивая правую руку к короне Матери, а левой принимает из ее руки жезл. Очень похожее изображение было выполнено мастерами Оружейной палаты в 1701 году для местного ряда иконостаса Успе
Конкурс детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь» завершен!
В нем приняли участие 2013 человек! 26 сентября 2024 года Музей им. Андрея Рублева совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы провел торжественную церемонию награждения лауреатов и номинантов, а также открыл выставку лучших работ. Выставка работает до 30 декабря 2024 года по адресу: Москва, Андроньевская площадь, д.8), вход свободный. Необходимо получить бесплатный билет в кассе музея. Виртуальная экспозиция доступна на сайте музея.
Согласно каноническому житию, великомученик Никита был готом, родился и жил на берегах Дуная и был крещен епископом Феофилом. Он проповедовал христианство среди своего народа и участвовал в военном конфликте между Фритигерном и Атанарихом. Победа последнего привела к жестоким гонениям на христиан, и в 372 году Никита был схвачен и сожжен. Его тело, которое не повредил огонь, перезахоронил в Мопсуестии Киликийской друг святого Мариан. Позднее мощи перенесли в Константинополь. На Руси помимо канонического текста жития великомученика Никиты широкое распространение получило апокрифическое «Никитино мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил». Это перер
Музей имени Андрея Рублева - особое место на культурной карте России
Рассказываем о Музее имени Андрея Рублева, который занимает на культурной карте России особое место. Это единственный в стране специализированный государственный музей древнерусского искусства и русского церковного искусства Нового времени. Собрание основного фонда насчитывает более 12 тысяч произведений XI – начала XX веков: икон, рукописных и старопечатных книг, графики, фресок, памятников декоративно-прикладного искусства, деревянной скульптуры и белокаменной резьбы. Оно дает всестороннее представление о художественном наследии Древней Руси.
Праздник Воздвижение Креста Господня посвящен обретению реликвии патриархом Макарием и императрицей Еленой. После Распятия орудие казни Христа было утеряно. В 70 году Иерусалим разгромили римляне, и на Голгофе построили храм Афродиты. В 312 году императору Константину во сне явился Крест Господень, ознаменовав будущую победу. Его мать императрица Елена отправилась в Иерусалим на поиски мест и реликвий, связанных с земной жизнью Христа. По ее приказу были снесены многочисленные языческие капища и под одним из них обнаружены три креста, табличка и гвозди. Чтобы отличить Крест Господень от орудия казни разбойников, патриарх Макарий поочередно возложил кресты
Псков – один из древнейших и наиболее самобытных художественных центров Древней Руси. Из неизвестного псковского храма происходит уникальная икона, имеющая точную дату создания – 1555 год - и редкую полукруглую форму в верхней части, повторявшую, вероятно, архитектурный изгиб свода храма или ниши-аркосолия. Ее иконографическая программа также чрезвычайно интересна. В верхнем ряду представлена Богоматерь с Младенцем на троне с предстоящими пророками, а в нижнем – восемь избранных праздников церковного годового круга. Обо всех особенностях образа из частного собрания, дополняющего постоянную экспозицию музея, на онлайн-экскурсии рассказывает старший научный сотрудник
Экспонат недели из собрания Музея им. Андрея Рублева
ОБРУЧЕНИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ Икона: 1836 год. Западная Россия Оклад: 1803 год Накладная табличка: 1851 год Дерево, масло; серебро, медный сплав, чеканка, гравировка, золочение 42,4 × 22,7 см (с полукруглым навершием) КП 8421/1,2
Праведный Симеон Верхотурский - самый известный и почитаемый уральский святой. Жил в первой половине XVII столетия, прославился после того, как в 1692 году на кладбище у церкви села Меркушина, где он был похоронен, сам вышел из земли гроб с нетленными останками святого. 12/25 сентября мощи были перенесены в Николаевский монастырь в Верхотурье. Икона относится к числу паломнических образов Верхотурского монастыря, во множестве создававшихся на рубеже XIX-XX веков, особенно к 300-летию царствующего дома Романовых, когда в обители был построен Крестовоздвиженский собор и в него перенесли раку с мощами святого. Композиция таких икон устойчива: праведный Симеон Вер
26 октября - лекция «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь»
Минея-четья - книга для чтения о жизни святых. Название происходит от греческого слова "μηναίον" (meneion), что означает "месяц" и славянского “четии”, то есть предназначенные для чтения . Таким образом, "Минея-четья" - это книга, содержащая жития святых, составленные по месяцам года. В лекции «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь», предваряющей одноименную выставку, будут рассмотрены своеобразие и история этого объединяющего жанра в литературе Древней Руси и Нового времени. Читает ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат филологических наук Л.И. Алехина. 26 с
Преподобные Сергий и Герман Валаамские были, согласно преданию, основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и просветителями карельских племен. Сведения об их жизни противоречивы. В некоторых источниках их называют греками и относят время жизни к X веку. Согласно другим, монастырь был основан ими в 1329 году. Общерусское почитание святых было установлено в 1820 году. Кроме дня памяти 28 июня/11 июля, отмечается также день перенесения мощей 11/24 сентября. Считается, что в этот день мощи святых были принесены из Великого Новгорода, где их пытались сберечь от нашествия шведов. По другой версии, святой Сергий скончался в Новгороде и его мощи б
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1439–1515) родился в дворянской семье недалеко от Волоколамска. В семилетнем возрасте родители отдали его в обучение в волоколамский Крестовоздвиженский монастырь. В двадцать лет он стал монахом Пафнутиева Боровского монастыря, где стал игуменом после смерти основателя обители. Однако Иосиф вскоре покинул монастырь и два года странствовал. В 1479 году он решил основать новую обитель на родовых землях в Волоколамском княжестве. Храмы нового Успенского монастыря украшал прославленный иконописец Дионисий, с которым Иосиф, по-видимому, познакомился еще в Боровске. Преподобный Иосиф известен как церковный писатель, полеми
21 сентября 1960 года Музей имени Андрея Рублева открыл свои двери для первых посетителей.
К торжественному дню 21 сентября 1960 года был отреставрирован Спасский собор – подлинная белокаменная жемчужина средневековой Москвы. На его ступенях и состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к объявленному международному празднованию 600-летнего юбилея Андрея Рублева.
О Рождестве Богородицы рассказывается в Протоевангелии Иакова. Праведные Иоаким и Анна, будущие родители Богоматери, долго не имели детей, что считалось признаком их греховности. Из-за этого им было отказано в принятии жертвы, принесенной в Иерусалимский Храм. Тогда Иоаким в скорби удалился молиться в пустыню, а Анна молилась дома в саду, и ангел возвестил им обоим о скором рождении ребенка, который прославит их род. Через 9 месяцев после встречи Иоакима и Анны у иерусалимских Золотых ворот у праведной четы родилась дочь Мария, ставшая Богоматерью. Традиция праздновать Рождество Богородицы восходит к V–VI векам. Тогда же возникли первые изображения этого события. Обычно
Комментарии 8
Спасибо за интересную публикацию!