Образ Богоматери Владимирской – один из наиболее почитаемых на Руси. Древняя икона была привезена из Константинополя в Киев около 1137 года, а в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез ее во Владимир на Клязьме и поставил в новопостроенном Успенском соборе. В 1395 году икону временно приносили в Москву для защиты от врагов, а 23 июня / 6 июля 1480 года перенесли окончательно и поставили в Успенском соборе Московского Кремля, в память чего позднее было установлено празднование.
Иконография иконы относится к типу Умиления, где Младенец сидит на правой руке Матери и обнимает ее левой рукой за шею так, что их лики соприкасаются щеками. Его левая стопа развернута к зрителю. Левая рука Богоматери в списках с чудотворного образа изображалась различно: она может касаться рукава Младенца или остается в жесте моления на некотором расстоянии от него.
Икона из собрания музея повторяет иконографию древнего образа, что характерно для конца XIX – начала XX века. Образ был вложен в кузов складня, на створках которого помещены изображения святителей Николая Чудотворца и Алексия Митрополита. Такой подбор святых может быть связан с рождением в 1904 году в царской семье долгожданного наследника цесаревича Алексея.
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Начало XX века (до 1908 года). Москва Оклад: А.Ф. Головин Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, эмаль; 27,4 × 22 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
16 ноября - день памяти Д.И. Арсенишвили, организатора и первого директора Музея им. Андрея Рублева
Давид Ильич был уникальным человеком - настоящим бессребреником, жил в Москве без квартиры, без денег, спал на раскладушке, которую на ночь ставил в Спасском соборе. В день памяти Д.И. Арсенишвили предлагаем вам посмотреть о нём фильм телеканала Радость Моя из серии "Незабвенные" https://rutube.ru/video/eb069096d9ea69b8d4a87a68838605d7/
Память великомученика Георгия отмечается четыре раза в год. 3/16 ноября празднуется день обновление храма святого Георгия в Лидде, который был построен на месте его погребения. Письменные свидетельства о его существовании восходят к VI веку. В 1010 году церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа Аль-Хакима, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами. Восстановление храма произошло при «благочестивом царе Константине» - одном из двух византийских императоров, носивших это имя в первой половине XI столетия. Тогда же фиксируется и установление праздника в честь обновления храма (дошедшее до наших дней здание было построено в 1872 году на средства русского импер
Православной церковью почитаются три пары святых бессребреников с именами Косма и Дамиан, каждая из которых имеет свой особый день празднования: Римских святых вспоминают 1/14 июля, Аравийских 17/30 октября и Асийских 1/14 ноября. В отличие от Римских и Аравийских святых, Асийские святые были братьями-близнецами и умерли своей смертью, не как мученики. Они жили в IV веке в Малой Азии, согласно житию, их отец был греком-язычником, а мать христианкой. Братья обладали даром врачевания, не брали за свой труд платы. В народной среде святые почитались не только как врачеватели, но и как покровители кузнечного дела и сковывающие брачные узы хранители семьи и брака
Приглашаем детей (6+) на праздничную программу «Путешествие в Рождество в Музее им. А. Рублева»!
Программа начнется интерактивной экскурсией, на которой участники узнают о том, как изображались события Рождества древнерусскими художниками. Затем артисты кукольного театра «Три лика» познакомят гостей с традициями вертепных представлений в России и разыграют кукольный спектакль. Сюжеты изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Христова, правления жестокого царя Ирода «оживут» в рождественской мистерии, которая сменится потешными народными сценами. После спектакля под руководством музейного художника-дизайнера дети выполнят роспись памятного сувенира «Рождественский ангел». Каждый участник прог
Мученица Параскева с древнейших времен была на Руси самой почитаемой из всех святых жен. Православная церковь отмечает память четырех святых с таким именем, но на Руси знали в основном Параскеву Иконийскую, и гораздо меньше Параскеву Римскую и Параскеву Сербскую. Жития их схожи, из-за чего в народном сознании в едином образе мученицы Параскевы соединились черты нескольких святых. Имя святой по-гречески означает "пятница" и ассоциируется со Страстной Пятницей и крестной жертвой Христа. Поскольку по пятницам на Руси была самая оживленная торговля, святая почиталась как покровительница торговли и купечества. На городских торговых площадях нередко ставили посвяще
Лекция «Тверь и Ростов – соседи Москвы: соперничество и дружба»
Тверь в XIV веке была молодым растущим княжеством, игравшим большую политическую роль в соперничестве с Москвой. Тверские мастера создали своеобразную, чрезвычайно выразительную художественную культуру, забытую после присоединения Твери к Московскому государству. Иначе развивался Ростов – центр древней епархии, распространявшей христианство далеко на Северо-Восток. Ростовские художники работали и далеко на Севере, и выполняли важные заказы совместно с москвичами. Посетители лектория познакомятся с искусством этих интереснейших художественных центров. Читает заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Ан
Редкие произведения декоративно-прикладного искусства - каменные кресты XVI века из музейного собрания - впервые предстанут после комплексной реставрации. Белокаменные кресты обнаружили в 1987 году во время разбора подвалов храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе (в 1985–1990 годах храм был филиалом Музея имени Андрея Рублева). Некоторые из них дошли до настоящего времени в виде фрагментов, которые, после изучения, были воссоединены. До реставрации их поверхность была покрыта плотным слоем почвенных и атмосферных загрязнений, которые искажали естественный цвет камня, а также скрывали декоративные особенности памятников и затрудняли прочтение
XII Международные научные чтения “Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи”
14–15 ноября 2024 года в Музее имени Андрея Рублева состоятся очередные XII Международные научные чтения “Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи”, посвященные памяти Давида Ильича Арсенишвили (1905–1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Программа
Изображение святого Георгия, пронзающего копьем змея, на коне, - не только воспоминание об одном из самых известных чудес святого, но и символ торжества добра над злом и главной в жизни христианина победы над страстями и неверием. Описанное в житии святого спасение царевны от змея-дракона, совершённое им, получило отражение в иконографии Георгия Победоносца, став самым узнаваемым его изображением. Об иконе середины XVII века «Чудо Святого Георгия о змие» из собрания Музея им. Андрея Рублева рассказывает старший научный сотрудник А. Е. Сажина в прямом эфире из зала постоянной экспозиции.
О жизни святого ничего не известно. Гроб с его телом приплыл в половодье на льдине по реке Мсте к новгородскому селу Боровичи. Местные жители несколько раз отталкивали льдину от берега, но безуспешно, а затем поместили тело в прибрежной часовне. Через некоторое время праведник явился во сне «старым людям» и сообщил, что его зовут Иаков в честь апостола Иакова брата Господня. От мощей начали происходить чудеса, и в 1544 году жители Боровичей обратились к архиепископу Новгородскому и Псковскому Феодосию с просьбой об их освидетельствовании. По указанию Московского митрополита Макария 23 октября 1544 года, в день памяти апостола Иакова, мощи праведника перенесли в це
Комментарии 25
Рассказывал