П. Голиков (Гайдар) был членом ЧОН (части особого назначения). ЧОНы были созданы в Советах в 1921 г. спец директивой от ЦК РКПб.
Действия ЧОНовцев в Хакасии под руководством А.П. Голикова подробно описаны в книге В. А. Солоухина «Солёное озеро»:
«...Голиков хватал десяток-полтора жителей того или иного аила, предпочтительнее женщин среднего возраста и объявлял: "Если не скажете, где скрывается Соловьёв, утром всех расстреляю", и на самом деле расстреливал».
В.А. Солоухин в своей книге приводит рассказ хакасского писателя Михаила Кильчичакова о шестнадцати заложниках, просидевших ночь в бане. Утром Голиков выпускал их по одному и стрелял в затылок. Или как он объявил одному аилу (село): «Если не скажете, где скрывается Соловьёв, расстреляю весь аил, и действительно выстроил всех: и женщин, и стариков, и детей в одну линейку и всех "перекосил" из пулемёта. По одной версии 86 чел, по другой - 134» (В.А. Солоухин. «Солёное озеро» М: Цицеро. 1994, с. 195).
12 фев 1991 г в Хакасской газете «Ленин Чолы» (Ленинский путь) публикуется статья Г. Итпекова «Гайдар-Хайдар. О двух лицах одного человека». В статье говорится о том, как этот человек безжалостно обращался с невинными людьми, просто-напросто топил их в озере, запихивая людей живыми в прорубь под лёд.
как же теперь нам относиться к известному детскому писателю Аркадию Петровичу как к Гайдару или как к Голикову, который в сердцах наших предков навсегда остался Голиковым - убийцей, как совместить в сознании эти два факта?
У ЧОНовцев была хорошо разработанная тактика – это взятие заложников. И ради достижения своей цели – уничтожения "банды" Соловьёва, они готовы были на новые преступления. То, что произошло в улусе Большой Арбат в 1922 году напрямую связано с именем А.П. Гайдара. Сюда в октябре-ноябре 1922 г. прибывает подручный Голикова, красный командир Лыткин (В.А. Солоухин «Солёное озеро», с. 196, 197).
Лыткин и Голиков – это два друга. Перед Лыткиным стояла задача разузнать у местных жителей местонахождение и пути передвижения Соловьёва и попутно выявить тех, кто сочувствует Соловьёву и оказывает ему поддержку.
Это чудовищное преступление в д. Большой Арбат произошло после 14 окт, т.к. 14 октября – Покров день, один из праздников, который ежегодно отмечали. К этому дню мужчины готовились к предстоящей зимней охоте, и после 14-го артелью, объединившись в группы по 3-4 чел, выезжали по зимнику на охоту. И, как правило, возвращались с охоты только во время больших холодов – январь, февраль.
Накануне тех страшных дней в улусе остались только дети, старики, женщины и те мужчины, которые ещё не успели выехать в тайгу. Передо мной старая женщина лет 85-ти, Сазанакова Татьяна Атпаховна. В тот год (1922) ей исполнилось 4 года. По её словам, всех жителей согнали в дом на «собрание», всего собралось около 30 чел, от малых до стариков. Красные расспрашивали о Соловьёве и просили выдать тех, кто с ними сотрудничает, а жители улуса, которые не знали русского языка и не понимали, чего от них хочет добиться Лыткин, а если даже и понимали, что речь идёт о Соловьёве, то, как они могли им ответить?
Красные же, их молчание поняли по-своему, что жители улуса скрывают местонахождение Соловьёва и не хотят его выдавать властям. Женщин, стариков, детей выводили на улицу, строили и, в целях экономии пуль, пронзали штыками от винтовок. Не жалели ни детей, ни стариков. Татьяну Атпаховну спасла мать. Наспех укутав девочку в лёгонькое одеяльце, она скрылась с ребёнком в зарослях ив. И скрывалась там с ребёнком, пока не ушёл Лыткин и его отряд.
Рассказывает Артонов Иван Николаевич, как Лыткин расправлялся с семьёй его матери. Его мать тогда была молодой женщиной и беременна своим первенцем. В тот день в их двор на лошадях въехали всадники, о чём-то кричали, спрашивали, но женщина, которая в это время убиралась во дворе, не взяв в толк, чего они спрашивают, позвала своего брата. Тот тоже не мог им ничего вразумительного ответить, так как вообще не понимал их речи, и тогда Лыткин и его люди зарубили его штыком на глазах его беременной сестры, а женщину испинали до полусмерти.
Эту женщину (Сагалакова Садат) спасла её бабушка. По словам Сагалаковой Александры Михайловны Лыткин построил мужчин перед амбаром, где хранилось зерно, и расстреливал в упор. Красные стреляли и рубили, пьянели от крови убитых ими женщин, стариков, детей.
Затем им захотелось большей зрелищности, да и пуль свинцовых уже становилось мало. Лыткин и его отряд стали собирать в северной части улуса жителей. Люди ещё не понимали, какую расправу для них подготовил Лыткин. ЧОНовцы стали потихоньку собравшуюся толпу из мужчин, стариков, женщин, детей теснить к глубокому колодцу и с помощью штыков сбрасывать их в колодец. Народ, осознав, что их ждёт, попытался бежать, но их хватали и бросали в колодец. Или же стреляли наповал.
Через несколько часов колодец наполнился людьми - живыми и мёртвыми. Те, которые успели спрятаться от банды Лыткина, будут ещё долго слышать крики тех, кто заживо будет погребён в этом колодце. Люди Лыткина доверху закидают колодец землёй, и к вечеру, вместо колодца, здесь образуется высокий холм, погребёнными в нём людьми. Лыткин и его люди уйдут отсюда только тогда, когда убедятся, что дело сделано, когда перестанут доноситься последние крики погребённых.
Эта чудовищная, леденящая душу, расправа над мирными жителями улуса отзовётся в сердцах односельчан глубокой ненавистью к красным, к Лыткину, к Голикову. Из всех тех, кого собрал Лыткин возле колодца, в живых остался только один – Тюкпеев Афанасий Иванович (хакасское имя – Тодах). Его люди Лыткина вытащили из дома в одной рубахе и штанах на босую ногу. В тот момент, когда красные начали хватать людей и бросать в колодец, многие успели осознать, что их ждёт, и начали пытаться бежать, бежал и Афанасий Иванович. И ему, в отличие от других удалось скрыться от людей Лыткина. Он бежал по снегу босым в сторону горы Изых, туда, где находился зимник охотников. Его, замерзающего подберут охотники.
Эта история, которая произошла в нашей деревне Большой Арбат в 1922 г, коротко описана в книге В.А. Солоухина («Солёное озеро», с. 153). И как ни умалчивалась эта правда от нас старожилами, она дошла до нас, детей XXI в, до мельчайших подробностей. И даже сегодня, узнав от старожилов события тех давних времён, леденящая дрожь пробегает по телу, и начинаешь осознавать, как хрупка человеческая жизнь, к каким страшным трагедиям могут привести высокие идеи, непонимание и противостояние в обществе.
На северной стороне д. Большой Арбат возвышается холм, где погребены люди, наши предки. Люди, которые поплатились своей жизнью за те идеи революции, которые должны были принести людям мир, хлеб, процветающую жизнь. На месте этого холма в XXI в должен возвышаться обелиск в память о тех, кто погиб здесь в 1922 г от рук красногвардейской банды Лыткина.
Л. Сазанакова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7