Россия ходила не в лаптях
"Россия ходила не в лаптях. Россия ходила в сапогах, прочных, смазанных дегтем, а то и хромовых. Россия ходила в теплых валенках, в полушубках, в тулупах, в сюртуках, в косоворотках, в сарафанах, в высоких женских сапожках, в длинных платьях, в картузах, в цилиндрах, во фраках, в крахмальных манишках, в костюмах-тройках, в крылатках (как, например, пролетарский писатель Горький), в лисьих шубах, в собольих шубках, в бобровых шапках и воротниках, в персидских шалях, в голландских кружевах, в ярких ситцах, в сукне, в соломенных шляпках, под яркими зонтиками, в шелку и атласе, в коралловых бусах, в нарядных черкесках, удобных и здоровых для тамошнего климата халатах (е
Комментарии 16
...Что такое республика ?
Это значит ...
Режь публику!
Например, в первом коалиционном правительстве, сформированном 5 (18) мая 1917 года, 6 из 15 мест заняли социалисты, главным образом эсеры и меньшевики — представители Исполнительного комитета Петросовета. Но речь не о то том, где были большевики. В заметке речь идет о Временном правительстве, а на картинке стоит большевик с красным флагом.
Мало кто знает, что впервые красный флаг в России подняли не восставшие моряки броненосца "Потемкин" и не революционные рабочие, а пензенские и тамбовские крестьяне.
Почему пензенские и тамбовские крестьяне использовали именно красный флаг - историческая загадка. Причем, не единственная в этой истории, к чему мы еще вернемся позже.
Произошло это во время беспорядков, возникших при отмене крепостного права в 1861 году. Их причиной явилось то, что крестьяне считали, что местные власти скрывают от них подлинную царскую в
...ЕщёКто первый поднял красный флаг в России. Оно было создано в 1970-е годы. Причем сначала оказалось неудачным, потому что его главный герой сжимал в руке не древко с красным знаменем, а нож (это видно, если приглядеться, и сегодня), отчего местные жители прозвали его "разбойником с большой дороги". Поэтому панно было переделано, и в руке у героя появилось красное знамя, что соответствует историческим фактам и более полно раскрывает их суть.Мало кто знает, что впервые красный флаг в России подняли не восставшие моряки броненосца "Потемкин" и не революционные рабочие, а пензенские и тамбовские крестьяне.
Почему пензенские и тамбовские крестьяне использовали именно красный флаг - историческая загадка. Причем, не единственная в этой истории, к чему мы еще вернемся позже.
Произошло это во время беспорядков, возникших при отмене крепостного права в 1861 году. Их причиной явилось то, что крестьяне считали, что местные власти скрывают от них подлинную царскую волю, по которой им должна отойти вся помещичья земля, а не ее часть.
Но особенно крестьян возмущало, что от них требовали какое-то время продолжать исполнять барщину - бесплатно работать на помещиков, являвшихся их бывшими хозяевами. Это представлялось крестьянам крайне несправедливым. А понятие справедливости является в народном сознании основополагающим. Восстание началось с волнений крестьян села Черногай и деревни Студенки Чембарского уезда Пензенской губернии, которые на сходах 21—25 марта по случаю чтения манифеста об отмене крепостного права приняли решение на барщину не ходить.
Вскоре появились "миссионеры" из крестьян, занявшиеся распространением идей о "подлинной царской воле", объявившей "настоящую свободу". Эта пропаганда находила живой отклик в народных массах.
Из Чембарского уезда восстание перекинулось на соседний Керенский, а также на Моршанский уезд Тамбовской губернии. Его центром стало село Кандиевка, по названию которого восстание получило в историографии название "Кандиевское". В Кандиевке начал действовать ежедневный крестьянский сход - фактически прообраз первого в России Совета.
Во главе восстания встали отставные солдаты Андрей Елизаров, Антон Тихонов, Гаврила Стрельцов. Восставшие перестали подчиняться местным властям, начали захватывать помещичье имущество, избивать барских управляющих...
А как же обстояло дело с поднятием красного флага?
А нормально обстояло. Прикрепив к телегам шесты с красными платками, мужики гоняли в соседние села агитировать за свободу и справедливость.
Подавление Кандиевского восстания
Против крестьян было направлено пять рот Тарутинского и Казанского полков под общим командованием генерала А.М.Дренякина. В одном из первых боестолкновений крестьяне села Черногай, вооруженные топорами и вилами, заставили отступить роту тарутинцев. Но потом войска начали занимать одно восставшее село за другим. В конце-концов они окружили Кандиевку, где в тот момент находилось до 10 тысяч вооруженных холодным оружием восставших. Дренякин предложил им сдаться, на что получил ответ: "Не повинуемся, умрем за Бога и царя!&qu
...ЕщёВо главе восстания встали отставные солдаты Андрей Елизаров, Антон Тихонов, Гаврила Стрельцов. Восставшие перестали подчиняться местным властям, начали захватывать помещичье имущество, избивать барских управляющих...
А как же обстояло дело с поднятием красного флага?
А нормально обстояло. Прикрепив к телегам шесты с красными платками, мужики гоняли в соседние села агитировать за свободу и справедливость.
Подавление Кандиевского восстания
Против крестьян было направлено пять рот Тарутинского и Казанского полков под общим командованием генерала А.М.Дренякина. В одном из первых боестолкновений крестьяне села Черногай, вооруженные топорами и вилами, заставили отступить роту тарутинцев. Но потом войска начали занимать одно восставшее село за другим. В конце-концов они окружили Кандиевку, где в тот момент находилось до 10 тысяч вооруженных холодным оружием восставших. Дренякин предложил им сдаться, на что получил ответ: "Не повинуемся, умрем за Бога и царя!". После чего тремя залпами и штыковой атакой восставшие были рассеяны.
Всего при подавлении восстания погибло 14 и получили ранения 31 крестьянин. 174 наиболее активных участников были осуждены, 114 из них приговорены к каторге. Потери военных составили 11 убитых и 24 раненных.
Теперь об исторических загадках...
Мне не удалось найти объяснение, почему крестьяне использовали именно красные флаги. Сомнительно, что это было связано с Великой Французской революцией (Откуда крестьянам было о ней знать?), где эта традиция возникла впервые еще в конце 18 века. И совершенно невозможно, чтобы это было как-то связано с Парижской коммуной, которая появилась только через десять лет после Кандиевского восстания.
Скорее всего, красные флаги, поднятые восставшими пензенскими и тамбовскими крестьянами - какая-то местная, забытая впоследствии, традиция. Возможно так в те времена обозначали гонцов с важным известием, чтобы им уступали дорогу. А, может быть, этот способ привлечь внимание к агитаторам возник непосредственно в ходе восстания.
Но самая главная историческая загадка, на мой взгляд, заключается не в этом. А в том, что в революционной и советской историографии Кандиевскому восстанию уделяется на удивление мало внимания. Пугачев с соратниками, дека
...ЕщёТеперь об исторических загадках...
Мне не удалось найти объяснение, почему крестьяне использовали именно красные флаги. Сомнительно, что это было связано с Великой Французской революцией (Откуда крестьянам было о ней знать?), где эта традиция возникла впервые еще в конце 18 века. И совершенно невозможно, чтобы это было как-то связано с Парижской коммуной, которая появилась только через десять лет после Кандиевского восстания.
Скорее всего, красные флаги, поднятые восставшими пензенскими и тамбовскими крестьянами - какая-то местная, забытая впоследствии, традиция. Возможно так в те времена обозначали гонцов с важным известием, чтобы им уступали дорогу. А, может быть, этот способ привлечь внимание к агитаторам возник непосредственно в ходе восстания.
Но самая главная историческая загадка, на мой взгляд, заключается не в этом. А в том, что в революционной и советской историографии Кандиевскому восстанию уделяется на удивление мало внимания. Пугачев с соратниками, декабристы, Герцен, народовольцы, эсеры, восстание броненосца "Потемким", лейтенант Шмидт, Ленин, Сталин - вот главные вехи, на которые профессиональные историки, писатели и кинематографисты традиционно сосредотачивают внимание общества. А Кандиевское восстание в лучшем случае удостаивается нескольких строк в учебнике истории.
А дело, как мне представляется, здесь в том, что если начать копать эту тему, то можно выйти на результаты, не вписывающиеся в уже приведенную выше схему "декабристы разбудили Герцена", в соответствии с которой судьбы народа должен определять не сам народ, а вожди с соратниками, которые "лучше знают", что народу надо.
Есть и еще один важный момент, заключающийся в том, что стремление к справедливости у восставших крестьян имело религиозные корни.
В охваченных восстанием уездах были широко представлены старообрядцы, а также сектанты православного толка, которые не могли не оказать на его ход и характер значительного влияния. Но религиозная составляющая борьбы народа за справедливость противоречила коммунистической идеологии, поэтому Кандиевское восстание было задвинуто в дальний угол официальной исторической науки и культуры.
Среди топонимов советских времен, где много внимания уделено отечественным и зарубежным революционным событиям и деятелям, не нашлось места именам Андрея Елизарова, Антона Тихонова, Гаврилы Стрельцова и других руководителей и участников Кандиевского восстаний. О них сегодня напоминает только большое панно на центральной улице Пензы, подлинный смысл которого знают только посвященные, среди которых я - Путешественник во Времени, и вы - мои читатели.
"
...ЕщёЕсть и еще один важный момент, заключающийся в том, что стремление к справедливости у восставших крестьян имело религиозные корни.
В охваченных восстанием уездах были широко представлены старообрядцы, а также сектанты православного толка, которые не могли не оказать на его ход и характер значительного влияния. Но религиозная составляющая борьбы народа за справедливость противоречила коммунистической идеологии, поэтому Кандиевское восстание было задвинуто в дальний угол официальной исторической науки и культуры.
Среди топонимов советских времен, где много внимания уделено отечественным и зарубежным революционным событиям и деятелям, не нашлось места именам Андрея Елизарова, Антона Тихонова, Гаврилы Стрельцова и других руководителей и участников Кандиевского восстаний. О них сегодня напоминает только большое панно на центральной улице Пензы, подлинный смысл которого знают только посвященные, среди которых я - Путешественник во Времени, и вы - мои читатели.
"Путешественник во Времени"
16.04.2019ST-SDK
Потапов Яков Семенович родился в крестьянской семье деревни Казнаково Тверской губернии.В двенадцатилетнем возрасте пришел в Петербург, устроился на суконную фабрику Торнтона.6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге собралась демонстрация рабочих и студентов в знак протеста против произвола самодержавия и в поддержку Н.Г.Чернышевского, в то время отбывавшего ссылку в Якутской области. Г.В.Плеханов произнес речь: “Друзья! Мы только что отслужили молебен за здравие Николая Гавриловича (Чернышевского) и других мучеников за народное дело…” По окончании речи Плеханова над тысячной толпой было вскинуто красное знамя, которое переходило из рук в руки. Раздавались революционные лозунги. Полиция разогнала демонстрантов. Было арестовано много людей, к суду привлечены 32 участника демонстрации. Их осудили на длительные сроки каторги и ссылки в Восточную Сибирь. Прокурор Поскачин в своей обвинительной речи заявил, что Яков Пота
...ЕщёПОТАПОВ ЯКОВ СЕМЕНОВИЧ (1858–1919)16.04.2019ST-SDK
Потапов Яков Семенович родился в крестьянской семье деревни Казнаково Тверской губернии.В двенадцатилетнем возрасте пришел в Петербург, устроился на суконную фабрику Торнтона.6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге собралась демонстрация рабочих и студентов в знак протеста против произвола самодержавия и в поддержку Н.Г.Чернышевского, в то время отбывавшего ссылку в Якутской области. Г.В.Плеханов произнес речь: “Друзья! Мы только что отслужили молебен за здравие Николая Гавриловича (Чернышевского) и других мучеников за народное дело…” По окончании речи Плеханова над тысячной толпой было вскинуто красное знамя, которое переходило из рук в руки. Раздавались революционные лозунги. Полиция разогнала демонстрантов. Было арестовано много людей, к суду привлечены 32 участника демонстрации. Их осудили на длительные сроки каторги и ссылки в Восточную Сибирь. Прокурор Поскачин в своей обвинительной речи заявил, что Яков Потапов является одним из главных организаторов, и требовал для него самого сурового наказания. При окончательном утверждении приговора императором Александром II вечная ссылка в Восточную Сибирь была заменена заточением в отдаленный монастырь, где “церковным покаянием должны нравственно” перевоспитывать его в духе верноподданства императору. Поэтому молодого рабочего-ткача Якова Потапова заточили в Спасс-Белавинский монастырь Вологодской губернии. Затем за “буйный характер” – на пять лет в одиночной камере тюрьмы при Соловецком монастыре. При этом предписывалось церковное покаяние в каком-нибудь монастыре с целью нравственного воспитания Я.Потапова. 19 марта 1881 года во время очередного богослужения при заупокоенной литургии в большом Соборе Церкви Соловецкого монастыря по случаю кончины императора Александра II Потапов публично оскорбил главного церковного настоятеля-архимандрита “святейшего” Мелентия. Разразился большой скандал. Я.Потапов предстал перед судом и святейшим Синодом. В совместном приговоре суд и Синод решили: Я.Потапова сослать в Восточную Сибирь, где поселить “не ближе 50 верст от школы и по возможности около церкви, так как он должен быть подвергнут церковному покаянию”.
Имя Я.С. Потапова в 1977 году присвоено районному Дому культуры.
Именем Якова Семеновича Потапова названа в 1981 году бывшая Депутатская улица г. Якутска.