264)
Имя и родословная
Великого ученого Ислама – имама Аль-Музани – звали Абу Ибрахим Исмаиль ибн Яхья ибн Исмаиль ибн Амр ибн Муслим аль-Музани аль-Мисри. В исламском мире он больше известен как имам Аль-Музани – один из самых близких учеников имама Аш-Шафии, да будет доволен ими Аллах.
Рождение и приобретение знаний
Он родился в 175 году по хиджре. В этом же году этот мир покинул один из выдающихся ученых исламской уммы – имам Лейс ибн Саад. По словам историков, имам Аль-Музани родился в Египте в городе Фустат, который в то время был одним из военных центров халифата. Имам Аль-Музани рос в семье, уделявшей большое внимание приобретению знаний и их распространению. Многие исламские историки сообщают также о сестре Аль-Музани, которая посещала уроки имама Аш-Шафии. В частности она была упомянута в книгах таких ученых, как Аль-Иснави и Ибн ас-Субки, а имам Ар-Рафии передавал ее слова в вопросах закята. Она, как и имам Аль-Музани, посещала центральную мечеть города для приобретения знания. В этой мечети имам Аль-Музани и познакомился с главным учителем в своей жизни – имамом Аш-Шафии, в 199 году по хиджре.
Шейхи имама Аль-Музани
Исламские историки не упомянули из его шейхов и учителей никого, кроме нескольких ученых, у которых он приобретал знания. Среди них:
- имам Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах;
- Али ибн Ма’бад ибн Шаддад аль-Басри;
- Ну’айм ибн Хаммад;
- Асбаг ибн Нафи’.
Объяснить такое малое количество шейхов имама Аль-Музани можно двумя причинами. Первая причина заключается в том, что он очень много времени провел рядом с имамом Аш-Шафии и приобретал знания у него, не отправляясь к другим шейхам. Вторая причина может заключаться в том, что он не выезжал в поисках знаний за пределы Египта, довольствуясь приобретением знаний у местных шейхов. У него не было большой необходимости в путешествиях в другие провинции халифата с целью приобретения знаний, потому что многие ученые сами приезжали в Египет или проезжали через него, так как в то время Египет был одним из научных, экономических и культурных центров исламского государства.
Его ученики
Имам Аль-Музани, да будет доволен им Аллах, один из тех ученых, знания которого переняло огромное количество учеников. Имам Аз-Захаби сказал о нем: «От него повествовало огромное количество людей, живущих на востоке и западе». Также Ас-Субки сказал о нем: «От Аль-Музани приобрели знания огромное количество ученых Хорасана, Ирака и Шама».
Среди самых известных его учеников можно выделить следующих:
- имам Абу Бакр ибн Хузейма (ум. 311). Известный имам, автор сборника достоверных хадисов.
- Абу Джа’фар ат-Тахави (ум.321). Следует упомянуть интересный факт: имам Ат-Тахави, известный своей книгой «Аль-акида ат-тахавия», был племянником (сыном сестры) имама Аль-Музани. Ат-Тахави принадлежат слова: «Первым человеком, от которого я записал хадисы, был аль-Музани».
- Абу-ль Касым ибн Башшар аль-Анматы (ум. 288). Шейх своего времени в городе Басра.
-
Закарийя ибн Яхья ас-Саджи (ум. 308).
- Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Аби Хатим ар-Рази (ум. 327).
Произведения Аль-Музани
Кроме многочисленных учеников имам Аль-Музани оставил после себя и большое количество научных трудов. Это такие книги, как:
- Ахкаму-ль К’уран
- Ат-Таргиб фи-ль ильм
- Аль-Джами’ аль-кабир
- Ифсаду т-таклид
- Аль-джами’ ас-сагир
- Ад-дакаик ва-ль акариб
- Шарху с-сунна
- Аль-мабсут фи-ль фуру’
- Аль-мухтасар-уль-кабир
- Мухтасару-ль-мухтасар, более известная как «Мухтасару-ль-Музани»
На составление последнего труда (Мухтасару-ль-Музани) у него ушло очень много времени. Имам писал ее в течение двадцати лет, трижды изменив книгу.
Слова ученых о нем
• Имам Аш-Шафии сказал: «Аль-Музани – помощник моего мазхаба». Он также сказал: «Если бы он вступил в полемику с шайтаном, то победил бы его».
• Сказал имам Ибн Халликан: «Он (Аль-Музани) имам шафиитов, больше всех знающий о высказываниях имама Аш-Шафии, его фетвах и о том, что передается от него».
• Имам Аз-Захаби сказал: «Выдающийся (‘алляма) имам, факих Ислама, знамя аскетов!». Он также сказал о нем: «Он омывал покойных, стремясь совершить богослужение и надеясь на награду Всевышнего Аллаха. Он сказал о себе: “Я занялся мытьем покойных, чтобы мое сердце смягчилось и это стало моей привычкой”».
• Ибн Юнус: «…соратник имама Аш-Шафии, был известен своим [частым] поклонением [Аллаху] и достоинством, надежный передатчик (сик’а)…он был одним из аскетов, одним из лучших созданий (рабов) Аллаха…его достоинств очень много».
• Абу Саид Ас-Суккари сказал: «Я видел Аль-Музани и не видел никого более поклоняющегося Аллаху, чем он, и более знающего фикх (исламское право), чем он».
• Имам Абу Исхак аш-Ширази сказал про него: «Он был аскетом и ученым, [любящим] дискуссии и полемику, понимающим тонкие смыслы».
Следует также отметить, что имам Аль-Музани достиг таких глубоких знаний в шариатских науках, что шафиитские ученые посчитали его муджтахидом-мутляк.
Его смерть
Имам Аль-Музани, как об этом сказал Ибн Халликан, умер в месяце рамадан 264 года по хиджре, в Египте, в 89-тилетнем возрасте. Имамом заупокойной молитвы (джаназа) за него был еще один ученик имама Аш-Шафии – Ар-Раби’ ибн Сулейман. Похоронили имама Аль-Музани рядом с могилой его учителя – имама Аш-Шафии – в городе Карафа.
Да будет доволен Аллах имамом Аль-Музани и да воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!
__________________
Другой вариант биографии:
Имам аль-Музани, да смилуется над ним Аллах
Его имя: Абу Ибрагим, Исмаил ибн Яхья ибн Исмаил ибн Амру ибн Муслим аль-Музани, аль-Мисри, ученик Имама аш-Шафии.
[См. «Сияр» аз-Захаби 12\492]
Дата рождения и семья: Родился в 175 году. Известно, что семья его отличалась своей любовью к знаниям и к ученым. Упоминается что даже сестра аль-Музани, посещала уроки Имама аш-Шафии, и от нее передавали некоторые вопросы в теме «закята» такие ученые как ар-Рафии. Тажуд-дин ас-Субки и аль-Аснауви упоминали о ней в своих книгах об ученых шафиитах
[См. «Хуснуль-мухадара» ас-Суюти 1\399.
Уместно было бы упомянуть, о молочном брате аль-Музани, известном ученом шафиитского мазхаба ар-Рабиа ибн Сулеймане аль-Муради. Разница между ними в возрасте была всего 6 месяцев. Умер ар-Рабиа в 270 г. См. «Сияр» аз-Захаби. А так же сын сестры аль-Музани, известный ученый, Имам ат-Тахави, автор акиды ат-Тахавийя https://vk.com/sharxakidataxavia ].
Его учителя:
1 - Имам, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (умер в 204 г.)
2 - Али ибн Маъбад ибн Шаддад аль-Мисри (умер в 218 г.)
3 - Шейх Наим ибн Хаммад (умер в 228 г.)
[Имам, выдающийся ученый, Наим ибн Хаммад аль-Хузаи. В свое время приехал в Египет и оставался там до тех пор, пока за ним не прислали, по приказу Халифы аль-Муътасима, для проверки убеждений. Он был спрошен о Коране, но отказался отвечать так, как от него требовали муътазилиты. Был посажен в тюрьму в Самарре (Ирак) и продолжал там находиться до дня своей смерти в 228 г. См. «Сияр » аз-Захаби 10\595.]
4 - Шейх Асбагъ ибн Нафи (умер в 225 г.)
Его известнейшие ученики:
1 - Имам Имамов, Абу Бакр, Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузейма, ас-Сулями, ан-Нейсайбури (умер в 311 г.). Автор книги «ас-Сахих», «ат-Таувхид» и др.
2 - Абу Джаъфар, Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма, ат-Тахауви (умер в 321 г.)
3 - Абу аль-Къасим, Усман ибн Башшар, аль-Анматий, шейх и учитель Имама Ибн Сурейджа. (умер в 288 г.)
4 - Шейх Басры, Абу Яхья, Закарья ибн Яхья, ас-Саджи (умер в 308 г.)
[Имам аз-Захаби говорит в биографии ас-Саджи: «ас-Саджи был Шейхом и Хафизом города Басры. Он был Имамом в хадисе, от него взял мнение Ахлю-Сунны в вопросах Качеств и Атрибутов Аллаха, Абу Хасан аль-Ашари, и именно на них он опирался в своих последних работах. Он ездил получать знания у аль-Музани и ар-Рабиа». См. «Сияр»]
5 - Абу Наим, Абдуль-Малик ибн Мухаммад ибн Адий, аль-Джурджани (умер в 251 г.)
6 - Абу аль-Хасан, Ахмад ибн Умейр ибн Джаувса ад-Дамашкий (умер в 320 г.)
7 - Абу Мухаммад, Абдуррахман ибн Аби Хатим ар-Рази (умер в 327 г.), автор книги «Джарх ва таъдиль».
Высказывания некоторых ученых о нем:
Ибн Джаувзи: «Он соратник Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. Был блестящим ученым Факъихом, достойным доверия в передачах хадисов. Был известен своим поклонением и многими достоинствами…». См. «аль-Мунтазам» 12\192.
Имам аз-Захаби: «Выдающийся Имам, Факъих этой Уммы, Ученый аскет…». См. «Сияр» 12\492.
Тажуд-дин ас-Субки: «Благородный Имам, помощник мазхаба аш-Шафии, являлся «луной в небе» этого мазхаба, был подобен «горе Знания», был набожным аскетом…». См. «ат-Табакъат аш-шафиийя аль-кубра» 1\238.
Его труды:
1 - «Ахкам аль-Къуран»
2 - «Ифсад ат-такълид» [См. ас-Суюти в книге «Рад аля ман ахляда иля аль-ардз» стр. 123]
3 - «аль-Амр ва ан-нахью аля мазхаб аш-Шафии»
4 - «Таргъиб фи аль-ильм»
5 - «аль-Джами аль-кабир»
6 - «аль-Джами ас-сагъир»
7 - «Шарх ас-Сунна» (Она переведена, читать здесь: http://vk.com/biblioteka.islama?w=wall-42391762_15516 )
8 - «Мухтасар аль-кабир»
9 - «Мухтасар аль-мухтасар», известный как «Мухтасар аль-Музани»
10 - «Акъда Ахмада ибн Ханбаля»
[Аль-Музани очень любил и хвалил Имама Ахмада, говоря: «Ахмад ибн Ханбаль,- (подобен) Абу Бакру в день вероотступничества племен, Умару в день аш-шакъифа, Усману в день его осады и убийства и Али в день ас-сиффин». Приводит аль-Байхакъи в «Манакъиб аш-Шафии» 2\356.]
И многие другие книги.
Смерть: Умер аль-Музани в месяце Рамадан 264 г. в Египте и был похоронен неподалеку от могилы Имама аш-Шафии, да смилуется над ними всеми Аллах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев