(135-198 г.х.)
• Имя: ‘Абдур-Рахман ибн Махди ибн Хисан ибн ‘Абдур-Рахман аль-‘Анбари
Абу Са’ид; аль-Басри, аль-‘Анбари, аль-Азди
• Год рождения и смерти: 135 г.х. - 198 г.х.
• Он один из передатчиков в сборниках Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др.
• Он известный имам хадиса, имам аль-джарха уа-тта’диля и имам (‘ильм) ар-риджаль (науки о передатчиках).
• Он слышал хадисы от имамов: Йунус ибн Аби Исхакъ, ‘Имран аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Хаммад ибн Саляма, Малик ибн Анас, ‘Абдуль-‘Азиз аль-Маджишун, и др.
• Передали от него: Ибн аль-Мубарак и Ибн Уахб (они из числа его шейхов), ‘Али аль-Мадини, Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан, Ахмад ибн Ханбаль, Исхакъ ибн Рахауейх, Ибн Аби Шейба, Ахмад ибн Синан, Абу Саур, и др.
✔️ Слова имамов о нем:
✏️ Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Надежный, хафиз, знающий передатчиков и хадисы». [Тахзиб ат-Тахзиб].
✏️ Имам аз-Захаби сказал о нем: «Имам, критик, господин хафизов (...) Он был имамом, доводом (худжа), примером в знании и делах».
[Сияр а’лям ан-нубаля 9/192 (№56)].
✏️ Имам Ахмад:
⚪️ Имама Ахмада спросили: «Был ли ‘Абдур-Рахман хафизом?»
Он сказал: «(Он) хафиз». [Тарих Багъдад 10/241].
⚪️ Аль-Мухни ибн Яхъя сказал: “Я спросил имама Ахмада ибн Ханбаля: «кто более знающий (афкъах): ‘Абдур-Рахман ибн Махди или Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан?» Он ответил: «‘Абдур-Рахман ибн Махди»”.
[Тарик Багъдад 10/242].
⚪️ Имам Ахмад сказал: «Если Уаки’ и ‘Абдур-Рахман разногласят, то ‘Абдур-Рахман более надежный». [Тарих Багъдад 10/243].
⚪️ Имам Ахмад сказал: «Я не видел своими глазами подобного Яхъю ибн Са’ида (аль-Къаттан), и ‘Абдур-Рахман ибн Махди – имам». [аль-‘Иляль 1/157].
⚪️ Имам Ахмад сказал: «Надежные (имамы) в Ираке: это Яхъя, ‘Абдур-Рахман и Уаки’». [Тарих Аби Зур’а ад-Димашкъ 1186].
⚪️ Имам Ахмад сказал: «Если ‘Абдур-Рахман передает от (какого-то) человека, то тот (человек) надежный». [Тарих Багъдад 10/243].
⚪️ Имама Ахмада спросили о Яхъе (ибн Са’иде) и Ибн Махди, и он сказал: «У Ибн Махди больше хадисов». [Предисловие аль-Джарх уа-тта’диль 1/261].
⚪️ Имам Ахмад сказал: «Я не видел в Басре подобного Яхъю ибн Са’ида, и после него ‘Абдур-Рахмана». [Тарих Багъдад 5319].
⚫️ Другие:
✒️ Имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю подобного ему в этом деле (в науке хадисов)». [Сияр а’лям ан-нубаля 9/194]
✒️ ‘Убайдуллах аль-Къауарири сказал: «‘Абдур-Рахман продиктовал мне двадцать тысяч (20.000) хадисов по памяти».
[Сияр а’лям ан-нубаля 9/195].
✒️ Абу ар-Раби’ аз-Захрани сказал: “Джарир ар-Рази сказал: «Я не видел подобного ‘Абдур-Рахману ибн Махди». Затем он начал описывать его хифз (память) и понимание в хадисах”. [предисловие аль-Джарх уа-тта’диль 1/251].
✒️ ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Если бы мне надо было поклясться, между углом (Каабы) и местом (Ибрахима), то я поклялся бы Аллахом что не видел никогда никого более знающего в хадисах чем ‘Абдур-Рахман ибн Махди». [Тарих Багъдад 10/244].
✒️ Мухаммад аз-Зухли сказал: «Я никогда не видел книгу в руке ‘Абдур-Рахмана ибн Махди». Т.е. он рассказывал по памяти. [Тарих Багъдад 10/247].
✒️ ‘АбдуЛлах ибн ‘Али аль-Мадини сказал: «‘Абдур-Рахман ибн Махди наилучший из людей в науке хадисов». [Тарих Багъдад 5319].
✒️ Мухаммад ибн Яхъя сказал: «Я никогда не видел книгу в руках Абдур-Рахмана ибн Махди. Все что я слышал от него было по его памяти». [Тарих Багъдад 5319].
✒️ Имам Ибн Са’д сказал: «Надежный, у него много хадисов».
[Табакъат аль-Кубра 3345].
✒️ Аз-Заркали ад-Димашкъи сказал: «Он из числа больших хафизов хадисов». [аль-А’лям имама аз-Заркали].
✒️ Имам ад-Даракъутни сказал о нем что он надежный. [аль-‘Иляль 4/104].
✒️ ‘Абдур-Рахман ибн Аби Хатим сказал: «Я слышал как мой отец (Абу Хатим) сказал: «‘Абдур-Рахман ибн Махди более надежный чем сподвижники Хаммада ибн Зайда, и он надежный имам, более надежный чем Яхъя ибн Са’ид, и более умелый чем Уаки’...». [аль-Джарх уа-тта’диль, Тарих Багъдад 5366].
✔️ Некоторые высказывания имама ‘Абдур-Рахмана ибн Махди:
☑️ ‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Поистине, джахмиты хотели отрицать, что Аллах разговаривал с Мусой, и что Он над Троном. Я считаю, что они должны принести покаяние, либо они раскаются, либо удар по их шеям». (аз-Захаби в «аль-‘Улюу» 159, №434)
☑️ Ну’айм ибн Хаммад сказал: “Я сказал ‘Абдур-Рахману ибн Махди: «Как ты узнаешь лжеца?»
Он сказал: «Так же, как врач узнает сумашедшего»”.
(Сияр а’лям ан-Нубаля 9/197)
☑️ Сказал имам Абу Нуейм аль-Асбахани:
"Рассказал нам Ахмад Ибн Исхак, что рассказал ему Абдур Рахман Ибн Мухаммад, что сказал Абдур Рахман Ибн Умар: "Были упомянуты у Абдур Рахмана Ибн Махди некоторые приверженцы нововведений, и их иджтихад (усилия и труд) в поклонении, и он сказал: "Аллах не примет ничего кроме того что было согласно Его приказу и на Сунне", и прочитал аят: "И монашество, которое они ввели в религию, мы не предписали им его" (Аль Хадид, 27), и сказал: "И Аллах не принял от них это монашество, и порицал их за него"
Затем сказал Абдур Рахман Ибн Махди: "Неуклонно следуй верному пути и Сунне"
И я слышал, как Абдур Рахман Ибн Махди порицает брание знаний у нововведенцев и приверженцев суждений по собственному мнению, и порицает сидение с ними, или споры с ними.
И я сказал ему: "Как думаешь, если у человека есть спор с кем то, или он хочет чтобы ему написали договор - он может прийти к ним за помощью?"
Он ответил: "Нет! Твой приход к ним это оказание им уважения, а касательно оказания уважения приверженцу нововведений пришло то что пришло" (асар "Кто почтил приверженца нововведений - тот помог ему разрушить Ислам" - прим.)".
Источник: "Хильятуль авлия уа табакат аль-асфия", 9/8, иснад достоверный.
حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ إِسْحَاقَ، ثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مُحَمَّدٍ، ثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عُمَرَ قَالَ: ذُكِرَ عِنْدَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ مَهْدِيٍّ قَوْمٌ مِنْ أَهْلِ الْبِدَعِ، وَاجْتِهَادُهُمْ فِي الْعِبَادَةِ فَقَالَ: «لَا يَقْبَلُ اللَّهُ إِلَّا مَا كَانَ عَلَى الْأَمْرِ وَالسُّنَّةِ». ثُمَّ قَرَأَ: {وَرَهْبَانِيَّةً ابْتَدَعُوهَا مَا كَتَبْنَاهَا عَلَيْهِمْ} [الحديد: 27] فَلَمْ يَقْبَلْ ذَلِكَ مِنْهُمْ، وَوَبَّخَهُمْ عَلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: «الْزَمِ الطَّرِيقَ وَالسُّنَّةَ»وَسَمِعْتُ عَبْدَ الرَّحْمَنِ يَكْرَهُ الْجُلُوسَ إِلَى أَصْحَابِ الرَّأْيِ، وَأَصْحَابِ الْأَهْوَاءِ [ص:9]، وَيَكْرَهُ أَنْ يُجَالِسَهُمْ أَوْ يُمَارِيَهُمْ فَقُلْتُ لَهُ: أَتَرَى لِلرَّجُلِ إِذَا كَانَتْ لَهُ خُصُومَةٌ، وَأَرَادَ أَنْ يَكْتُبَ عَهْدَهُ أَنْ يَأْتِيَهُمْ؟ قَالَ: «لَا، مَشْيُكَ إِلَيْهِمْ تَوْقِيرٌ، وَقَدْ جَاءَ فِيمَنْ وَقَّرَ صَاحِبَ بِدْعَةٍ مَا جَاءَ»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев