Сразу хотелось бы попросить у читателя прощения за чересчур, быть может, самонадеянное претенциозное название. Скорее данная статья является совокупностью (набором) советов молодым людям, желающим вступить в брак. Эти советы основаны прежде всего на заповедях Божиих и советах святых отцов. Также в них содержатся истории из священнической практики наблюдения за людьми, которые оказывались в сложных ситуациях, связанных с отношениями в семье. Плюс, конечно, личный опыт.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) известен в отечественной духовной литературе тем, что в своих трудах обобщил опыт многих святых отцов, живших до него. Поэтому в некотором роде можно сказать, что его труды – это голос святых отцов, голос Церкви. В первом томе книги «Аскетические опыты» есть глава «О любви к ближнему». В ней находим такие слова: «Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое.
Естественная любовь наша повреждена падением; её нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе… Падение (имеется в виду грехопадение святых праотцев Адама и Евы. – Прим. авт.) подчинило сердце владычеству крови и посредством крови владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.
Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением».
Здесь святитель говорит нам о том, что нельзя руководствоваться в жизни страстью, той влюбленностью, которая основана на разгорячении крови. И, конечно, страсть не должна быть основным критерием в выборе мужа или жены.
В греческом языке есть два слова, которые разделяют любовь духовную и страсть земную. Так, духовная любовь обозначается словом «агапэ», а чувственная плотская страсть – «эрос». Примерно то же и в украинском языке. Слово «любовь» обозначает именно духовную, высокую любовь, слово «кохання» – плотскую страсть.
Так вот, плотская страсть, разгорячение крови, не может быть основным критерием при выборе мужа или жены. Это основная мысль, которую мне хотелось бы сказать в данной статье.
Весь мир вопиет об обратном! Реклама, шоу-бизнес, поп-культура, голливудские и другие киноленты, сериалы – всё кричит нам, что при выборе жениха или невесты должно руководствоваться плотской страстью, этой пламенной, горячащей кровь, влюбленностью. И многие поколения людей воспитываются таким образом. И полагают критерий влюбленности в основу своего поискового компаса выбора будущих мужа или жены.
Но посмотрите, до чего дошло общество при таких критериях выбора: огромное количество разводов и всё большее нарастание идеологии, которая отвергает брак и превозносит сожительство, т. е. блуд.
Почему же так? Страсть не просвещает, наоборот. Страсть замутняет душу, замутняет разум. Страсть непостоянна. Святитель Игнатий пишет: «Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть (2 Цар. 13:15). Естественная любовь выражалась и кинжалом».
Т. е. ты сегодня можешь страстно пламенно любить человека, а завтра будешь его ненавидеть. Страсть всегда замешана на гордости. А выражение гордости – в желании обладать. Наобладался, натешился – и остыла страсть. И утратился интерес к этому человеку. В этом коренится огромное количество разводов. Множество из них и возникли из-за того, что люди неправильно вступали в брак. Спросите у разводящихся: почему они разводятся.
Уверен, многие ответят в двух словах: пропала любовь.
Так, может, её и не было?! Была страсть. Стремление обладать человеком. Момент обладания произошел, страсть ушла, и в браке ничего не осталось. Осталось только отвращение. А страсть полыхает уже к другому человеку. Вот и развод. «Прощай! Я разлюбил (разлюбила)».
И еще одно. Как правило, такой страстный человек возделывает в себе не любовь к конкретному человеку, а страсть к иллюзии, к фантазии, которую он выдумал об этом человеке. И естественное несоответствие этого человека страстной выдумке порождает конфликты в семье и угасание страсти, а значит, как думает такой «влюбленный», угасание любви. Всё, любовь угасла, и я должен уходить.
И такое может быть много раз. И носятся бесплодные мотыльки по миру, делая много греха, разрушая себя, свои семьи и других людей. А всё почему? Доверились страсти, которая, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «подчинило сердце владычеству крови и посредством крови владычеству миродержителя», т. е. сатаны. Вот главный кукловод страсти. Поэтому, чтобы избавиться от него, нужно отсечь и страсть во всех своих делах, включая и выбор супруги (супруга).
Я не говорю, что человек не должен нравиться. Он (она) должен (а) нравиться. Но критерий «нравиться» не следует ставить во главу угла. Он не должен быть главным. Он должен быть одним из критериев выбора своей второй половины.
По православному катехизису: «Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
Итак, из определения брака мы видим, что в первую очередь в браке необходимо благословение Божие. В первую очередь нужно вымолить себе жениха или невесту. Вознести молитвы свои пред Господом. Осознать, что брак в первую очередь нужен для спасения души, и чтобы Всевышний благословил твой брак, и чрез него спаслись и жена твоя, и будущие твои дети, и весь твой род.
Это первый и самый главный твой шаг. Второе, что следует понять: брак не только наслаждение друг другом да путешествие на Мальдивские острова. Брак – это долг, труд и битва. Брак – служение Богу и близким своим. Если ты этого не поймешь, то брак твой может быть разрушенным.
Мне иногда представляется следующая аналогия. В древности человек должен был сильно потрудиться, чтобы добыть пищу, построить жилище-убежище, пошить одежду для защиты от холода. Но и сейчас мы должны приложить немалый труд для того, чтобы добыть деньги на пропитание себя, жены, детей своих, чтобы их одеть, обуть, собрать детей в школу. Каждый родитель знает, как это сложно. А квартира или дом? Каждый из нас знает, как трудно решить вопрос постройки, аренды или приобретения жилья. А устроить детей в школу, купить лекарства, когда болеют, достать массу необходимых справок и документов. А если есть еще и автомобиль!
Т. е. в семье масса забот да хлопот. И дни не проходят, они мелькают. И выходных практически нет. Кроме того, в воскресенье еще нужно и в храм прийти, поисповедоваться да причаститься Тела и Крови Христовых, подготовить к причастию детей.
Всё это немалый труд. И немалая жертва. И твоя жена (твой муж) должны оказаться не только телесно красивыми или модными людьми, а соратниками в битве за семью, за ее духовное спасение и земное благополучие. Эта битва идет до самой смерти и каждодневно. И вы – муж и жена – каждодневно в этой битве сражаетесь.
И когда анализируешь «портрет» будущего супруга (супруги), то подумай: ты сможешь на него в этой битве положиться, будет ли он или она плечом к плечу вместе с тобой строить вашу общую семью? Или он (она) отойдет в сторону, либо, что хуже всего, усядется тебе на шею, и ты будешь всю жизнь тащить его (ее), как еще одного ребенка на себе.
Я видел много тяжелых случаев. Видел, как один из супругов надрывался и попадал в больницу, потому что всё тащил на себе. Видел, как люди умирали в браке в довольно молодом еще возрасте, потому что был нездоровый микроклимат в семье и отсутствие помощи со стороны одного из супругов. Видел, как семьи распадались, супруги разводились, когда у них рождались нездоровые дети и когда становилось ясно, что болезнь эта – крест, и крест на всю жизнь. Как один из супругов сбегал от ответственности, а другой, падая и изнемогая, нес на себе больного ребенка.
Есть такая хороша народная поговорка: «выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть». И поэтому нужно, конечно, присматриваться к жениху или невесте. Готов ли он и готова ли она трудиться вместе с тобой в браке многие десятилетия до самой смерти для того, чтобы вы и будущие дети попали в рай?
И начни своё дело не со страстного разгорячения крови, но с молитвы, чтобы Господь послал тебе не только красивого человека, но и соратника в битве за спасение ваших душ.
Протоиерей Андрей Чиженко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев