По работам классиков марксизма-ленинизма!
В среде людей, претендующих на знание марксизма, процветает особая спортивная дисциплина, пока правда не признанная международным паралимпийским комитетом, и состоящая в составлении списков литературы для изучения марксистской теории. Неизменным принципом формирования всех этих многочисленных реестров является сизифов поиск самых посильных произведений классиков, с которых только и следует начинать изучение марксизма.
Нет ничего ошибочнее, чем при нынешней общей грамотности выискивать марксистские произведения, изучение которых позволило бы не испытывать сложностей или испытывать их в меньшей степени, чем, например, штудирование первого тома «Капитала». Марксизм является монолитной системой знаний, словно вылитой из одного куска высокопрочной большевистской стали, поэтому каждое положение каждого произведения гениальных классиков требует предельного напряжения интеллектуальных сил.
Усвоение марксизма есть результат большого трудолюбия, проявленного в изучении, штудировании, соотнесении произведений классиков марксизма, и исследовании конкретно-исторических условий, в которых были выдвинуты те или иные положения марксистской теории и политики. Благо в собраниях сочинений Маркса — Энгельса, Ленина, Сталина с предельной доходчивостью высказываются обоснования практически ко всем изложенным тезисам и принципам, множество раз повторяется, какие конкретно фундаментальные выводы марксизма лежат в основе мировоззрения в целом, а какие частные заключения являются результатом исторического компромисса или специфики ситуации.
Стало быть, вне зависимости от субъективных целей, которые ставятся постигающим марксизм, объективная задача, продиктованная самим существом марксизма, если он, конечно, действительно «материализуется» в сознании адепта, состоит в том, чтобы научиться смотреть на марксизм диалектически, то есть как на целостное научное мировоззрение в развитии, в неразрывном единстве всех его сторон и конкретно-исторических реалий.
Грубо говоря, марксистская наука создана классиками и законсервирована большей частью в собраниях их сочинений. Её нужно знать и понимать как три закона Ньютона в их взаимной связи. И только это знание, по мере овладения им, даёт и всё более расширяет возможность субъекту работать по-марксистски, если, конечно, у него вместе с тем высоко развита совесть.
Многие сочувствующие коммунизму люди искренне желают разобраться в окружающей ситуации и происходящих событиях, следят за новостями, сетуют на слабость коммунистического движения и ругают капитализм и его частные проявления. Однако знание отдельных событий, обличительные агитационно-пропагандистские материалы и даже ораторский талант способны лишь дать известный толчок мысли в определённом направлении. Чтобы действительно объективно понять сущность обстановки, капитализма, режима и пути коммунистической борьбы, необходимо основательное и самостоятельное изучение марксизма.
Тот, кто желает понимать социально-политическую действительность, должен как минимум изучить капиталистический строй, всю его экономическую структуру, тождество противоположностей базиса и надстройки, связь экономики и идеологии, понять внутренние противоречия капитализма и, наконец, осмыслить механику тех сил, которые, зарождаясь в его недрах, в конечном счёте его уничтожат.
Однако из сказанного не следует, что не став крепким марксистом нельзя и шагу свободно ступить в коммунистическом движении. Как раз наоборот, становиться марксистом означает быть полезным прямо сейчас, означает заниматься практической работой как на поприще пропаганды, так и оказанием необходимой технической помощи. Только в практическом деле по настоящему спорится теоретический рост.
В пропагандистской работе начинающего марксиста возможны и упрощения и ошибки, иногда даже грубые. Но главное совсем не в ошибках, а в том, остаётся ли человек на почве искреннего поиска объективной истины или цепляется за свои убеждения, потому что они «свои». Если человек добросовестный, то никакие ошибки в такой ситуации не страшны и обязательно будут исправлены.
В общественном сознании давным-давно укоренилось дурацкое пренебрежение по отношению к умственному труду. Признаётся неоспоримым то, что для достижения относительно сносного мастерства, скажем, в классическом танце, человеку требуются годы ежедневных изнурительных тренировок. Чтобы научиться сносно по выразительности и технике выполнять хотя бы хоть один арабеск, необходима как крепкая общая хореографическая подготовка, так и многотысячное повторение самой позы. Чтобы, скажем, стать приличным мастером в слесарном деле, необходимо пару лет успешно орудовать слесарным инструментом. Однако при этом, такой умственный труд, как овладение марксизмом абсолютное большинство людей представляет себе как лёгкую прогулку — прочитал «Капитал» один раз и стал марксистом. Также и относятся к организации работы по пропаганде марксизма — сел, написал статейку о том о сём, не перечитывая, не размышляя, не продумывая каждое слово, не сверяя каждую мысль с классиками, и готово. Неудивительно, что подобное легкомыслие приводит к сплошным неудачам и разочарованиям, в том числе на почве завышенных ожиданий от однократного прочтения классиков и первых результатов после выпуска пропагандистских материалов.
Следует отдавать себе отчёт в том, что между прочтением марксистского произведения и его пониманием, усвоением лежит процесс многократного перечитывания, многократного обращения к тексту, сопоставления, обдумывания и штудирования. Ёмкость гениальных произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина такова, что и двадцатикратное обращение к отдельному из них открывает что-то новое, ранее незамеченное и не учитываемое. Всё дело в том, что эвристическая сила действительно марксистского текста состоит не только в теоретической глубине непосредственно повествования, но и в том, как те или иные мысли и положения увязываются в сознании читателя в связи с оперированием марксизмом как целостным учением. Иными словами, в ходе роста личности как марксиста ранее прочитанные произведения осваиваются вновь с известной новой глубиной и свежестью, всё более ясным представляется ход мысли автора и объективные факторы, отражающиеся в нём.
Наиболее эффективными средствами усвоения произведений классиков представляются следующие. Во-первых, продумывание рассуждения автора, продумывание того, можно ли рассуждать о предмете как-нибудь иначе. Во-вторых, пересказывание положений произведения другому человеку в порядке обмена впечатлением или знакомства с марксизмом. В-третьих, наконец, переработка марксистской позиции в самостоятельную заметку или статью, то есть изложение прочитанного и понятого, реферат.
Известно, как сами классики работали с литературой: делали выписки, составляли конспекты, формулировали критические замечания. Крупская, например, рекомендует составление тетрадок с сжатыми, чётко написанными наглядными записями, отражающими тезисы произведения и то, что нужно и хочется запомнить.
Однако усвоить произведение не всегда значит в полной мере овладеть системой объективных истин, изложенных в нём. Дело в том, что немаловажную роль в становлении научно-теоретического сознания играет запас личных наблюдений, жизненный опыт человека, в особенности опыт оперирования знаниями. Как это было сказано выше, не применяя марксизма на практике, в том числе в научно-исследовательской работе, в профессиональной деятельности и даже в практике личной жизни, им, собственно говоря, овладеть в полноценном смысле невозможно. Поэтому, свойственное некоторым интеллигентам «рафинированное» чтение классиков, чтение ради чтения, чтение ради самолюбования всезнайки, не имеет ничего общего с марксистским самообразованием и коммунистическим движением.
Вот почему чрезвычайно важно, чтобы занимающийся самообразованием старался применять и проверять приобретаемые знания путём личных наблюдений и трудовой переработки.
Темпы самообразования варьируются в пределах допустимого объективными условиями. Сегодня ситуация такова, что решающую роль играет степенность образовательного процесса, максимально возможный упор на качество, а не на скорость. Лихорадочность, которую часто проповедуют горячие головы, сегодня только вредит. Сегодня нам нужна библиотечность, а не «р-революционный» балаган.
Что касается изучения именно философии марксизма, то здесь наиболее подходящими являются работы классиков: «Антидюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Материализм и эмпириокритицизм», «Анархизм или социализм?», «О значении воинствующего материализма», «О диалектическом и историческом материализме». Кроме того, диаматик должен тщательно изучить диалектические категории по работе Гегеля «Наука логики».
Развитие материализма представлено в работах В.А. Подгузова, в частности в статьях: «Методологические аспекты теории развития», «Коммунизм и философская форма общественного сознания», «К вопросу о некоторых методологических проблемах современной физики», «К вопросу о соотношении логики, индукции, дедукции и диаматики», «Материализм и методологический дилетантизм», «К вопросу о категориальном аппарате философии марксизма».
Кроме того, возможно представляют некоторый интерес статьи газеты: «О значении методологии для физиков и не только», «О скептицизме и диаматике», «Противоречив ли объективный мир?», «О диаматическом понимании материи, пространства и времени».
Нет комментариев