Материалистическая диалектика против спекулятивной "диалектики"
#философия Чтобы овладеть диалектикой не нужно каждую «вещь» мысленно разбивать на две стороны. Это как раз путь к схематизму объективизма. Дело заключается в том, чтобы рассмотрев досконально все возможные стороны «вещи» с максимальной добросовестностью исследовать действительное единство противоположного, которое лежит в основе самодвижения и существования «вещи». Диалектическую противоположность невозможно найти «сверху», зная, что где-то она должна быть. Только разобрав объект исследования на «винтики», только подойдя к этим «винтикам» на основе максимальных научно-философских обобщений, которые называются методологией, возможно проникнуть в сущность любого явления, объяснив его непознанный механизм через познанное ранее.
Гегель, в отличие от авторов всех энциклопедий, писал, что говорить о появлении знания о чем-либо посредством объяснения конкретного непознанного через множество познанного категорически недостаточно. Он совершенно правомерно указывал, что, во-первых, всякая познанная «вещь», познана нами исключительно как образ её-для-себя, то есть в условных границах, различающих её от всего остального, а во-вторых, что этот образ опосредован некоторым множеством связей процесса «вещи» со всеми остальными процессами. Чем беднее количественное содержание этого множества, тем ниже эффективность познания. А определение неизвестной «вещи» через известные «вещи» — это совершенно внешняя сторона дела.
В данном случае, «винтики» — это как раз точки взаимопроникновения процессов. Для иллюстрации: в примере с пролетариатом, революционность складывается из приложения угнетения (эксплуатации) к науке, а проституированность из приложения угнетения к частной собственности. Так можно исследовать механизмы становления пролетариата в рабочий класс. Однако революционность и проституированность необходимо понимать в строго научном смысле.
Диаматика требует от человека быть предельно самокритичным и добросовестным, иначе выводы диалектики легко превратить в спекулятивную философию. Особенно, если из законов диалектики выдумывать инструмент познания. Законы диалектики — это абстракции, которые отражают предельно общие устойчивые всеобщие взаимосвязи в самодвижении (существовании) материи. Они имеют громадное методологическое значение в смысле обобщения в единую модель истины, всего познанного о процессе.
Из статьи «Краткое знакомство с философскими основами марксизма» -
https://prorivists.org/basis_marxism_philosophy/
Нет комментариев