На съемках «Обыкновенного чуда» все актрисы были влюблены в Марка Захарова и боролись за его внимание
Позволим себе предположить, что именно режиссёр Марк Захаров открыл для широкой аудитории пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (драматург закончил её в 1954 году и первоначально она называлась «Медведь»). Хотя до этого уже были постановки. Первым перенес «Обыкновенное чудо» на экран Эраст Гарин: его фильм вышел в 1964 году, но особого успеха не имел. С большим-меньшим успехом шла пьеса в театрах. И только в конце 1970-х благодаря экранизации Марка Захарова она прогремела на всю страну.
Режиссер решил, что новое прочтение пьесы должно быть музыкальным. И пригласил своих постоянных соавторов — поэта Юлия Кима и композитора Геннадия Гладкова. Ну а сам, работая над сценарием, «погружался в транс» с помощью песен Джо Дассена. Под его магнитофонную запись мысли легко ложились на бумагу. По воспоминаниям Геннадия Гладкова, несмотря на отсутствие музыкального образования, Захаров музыку слышал очень ярко. И требовал, что в его фильмах она была не абстрактно красивой, а подходила под конкретную картину. Чтобы потом это музыка ассоциировалась именно с «Обыкновенным чудом». «Музыка – это лицо нашего фильма», - говорил Захаров.
Фильм начали снимать, когда уже имелась фонограмма под рояль: «Марк Анатольевич снимал кино под мой рояль, с моим пением или с пением Юлия Кима, - рассказывал в одном интервью Гладков. - Я спрашивал: «Зачем это нужно?» Он говорил: «Музыка дает актерам настроение и темп. Они тоже начинают работать в ритме музыки. Я им говорю — вот музыка, она звучит две минуты, в эти две минуты надо уложить ваш эпизод. Иначе актер начинает тянуть на себя одеяло, придумывать какие-то штучки…»
Со стороны может показаться, что Захаров брал в свои фильмы только актеров Театра Ленинского комсомола, которым руководил, он их знал как облупленных, даже пробы не нужны. Но это не совсем так, хотя в его фильмах, действительно, значительную часть ролей исполняли ленкомовцы. Он по-отечески любил Александра Абдулова, которого считал стопроцентно своим актером. Захаров заметил его ещё в дипломном спектакле ГИТИСа, взял под свое крыло, пригласил в труппу и долгое время чуть ли не единственный верил в него, даже когда сам актер сомневался в своих силах, переживал, ту ли выбрал профессию. Абдулов долгое время снимался только в эпизодах, большие роли режиссеры ему не доверяли. Сам он с досадой говорил: «Пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский!». На роль Медведя Абдулова утвердили после серьезных проб, в которых участвовали и другие в то время молодые артисты: Евгений Герасимов, Игорь Костолевский, Валерий Шальных, Евгений Меньшов…
Абдулов очень старался оправдать доверие Захарова, которого называл не только своим главным режиссером, но и ангелом-хранителем. Именно «Обыкновенное чудо» сделало двадцатипятилетнего Абдулова звездой всесоюзного масштаба. В фильме все трюки он исполнял сам, отказался от услуг каскадёра, поскольку считал себя очень спортивным, был кандидатом в мастера спорта СССР по фехтованию. Но сцена, где он на лошади влетает в арку, едва не стала для него роковой. В момент прыжка актёр забыл освободить ноги из стремян. Свалился с лошади, которая протащила его несколько метров.
На роль Принцессы пробовалось немало актрис: Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, Вера Глаголева. Поначалу Захаров совсем не видел Принцессу в 23-летней Симоновой, но оператор Николай Немоляев (младший брат Светланы Немоляевой, с которой Симонова работала в Театре им. Маяковского) её очень красиво снял, и Марк Анатольевич согласился с её кандидатурой. Актриса тоже признавала заслуги оператора: «Так, как Коля, никто меня больше не снимал». До сих Симонова считает, что её образ в «Обыкновенном чуде» один из лучших в её фильмографии.
По её воспоминаниям, на съемках все артистки были влюблены в Захарова, а вовсе не в красавцев Абдулова и Янковского, боролись за внимание режиссера. С каждой Марк Захаров был одинаково вежлив и скуп на знаки внимания. Ко всем, даже к молодым актрисам, обращался на «вы» и по имени-отчеству. И никогда не подавал повода для сплетен. С молодости он был «безнадежно» женат на актрисе Нине Лапшиной, которую только однажды снял в небольшой роли в своем фильме «12 стульев». Однако актрисы все равно надеялись.
В роли Волшебника Захаров видел только Олега Янковского. У 34-летнего Янковского как раз накануне съемок случился сердечный приступ, он попал в реанимацию. «Мне нужны только вы, мы будем ждать», - заверил Янковского Захаров, когда пришел к нему в больницу с авоськой дефицитных апельсинов. У Евгения Леонова, который тоже снимался после инфаркта, не было конкурентов на роль Короля. У Евгения Павловича был свой метод работы над ролью: он учил текст непосредственно перед выходом в кадр (точно так поступал и другой великий актер Евгений Евстигнеев), порой ему что-то подсказывали, порой он импровизировал, что часто было точнее и смешнее, чем в сценарии.
Министром-администратором режиссер назначил своего друга, всенародного любимца Андрея Миронова.
Всего для «Обыкновенного чуда» было написано 6 песен, однако в фильм вошло только пять. «Песне охотника», которую исполнил Михаил Боярский, места в окончательном варианте не нашлось. Но её можно услышать на записях музыки из «Обыкновенного чуда». Композитор Геннадий Гладков признавался, что музыка к этому телевизионному фильму - самое его любимое произведение. После выхода фильма на экраны композитор переделал свою музыку в мюзикл, который потом поставили во многих театрах.
Проблемы возникли только с песней Министра-администратора, написанную Гладковым и Кимом, теми самыми куплетами, где «А бабочка крылышками – бяк-бяк-бяк-бяк!». Песенка вроде бы безобидная, однако на киностудии усмотрели в ней намек на некие сексуальные действия, что по тем целомудренным временам показалось слишком смело и вызывающе. «Бабочку» едва не отправили в корзину. Но Захаров проявил характер и смог её отстоять. Помогло и то, что песню исполнял Андрей Миронов – артист, которого любил весь советский народ, включая партийное руководство страны.
«Обыкновенное чудо» сняли в рекордные сроки, всего за два месяца и пять дней. А если вычесть выходные, то, уложились еще быстрее. В основном снимали в павильоне. А финал, где герои уходят вдаль по белому песку, — в подмосковном Лыткарино, где, кстати, позже снимали другой культовый советский фильм - «Курьера» Карена Шахназарова.
Анастасия Плешакова, КП
Нет комментариев