Отзыв на роман Харуки Мураками
Елена Титова
Моему внуку Андрею. Весна 2022.
«Норвежский лес» Харуки Мураками я прочла по настоятельной рекомендации моего семнадцатилетнего внука Андрея. Ему требовалось мое мнение о книге.
В романе я нашла чудесный стиль, глубину и символизм образов. Полагаю, однако, что книга во всей полноте мне не раскрылась. Невозможно уловить нюансы в творениях культуры других национальностей, тем более другой расы.
Например, мои грузинские друзья утверждают, что в популярной советской комедии «Мимино» русскому зрителю осталась неведома бОльшая часть юмора.
После прочтения книги я посмотрела фильм «Норвежский лес». На мой взгляд, фильм неудачный: несколько авторских видео-иллюстраций к эпизодам из книги. Даже возникает сомнение, читал ли режиссер саму книгу. А рецензии и отзывы в интернет-сетях на книгу в основном звучали так: «Депрессивный роман. Жрут, трахаются и вешаются».
Мне же роман не показался депрессивным, а вполне жизнеутверждающим, поскольку события в романе развиваются вполне в соответствии с законами земного существования. В пояснение – мой отзыв о книге «Норвежский лес».
Построение романа. Повествование ведется от имени главного героя – Ватанабэ. Он рассказывает о 4-х годах своей юности (с 17 лет по 21 год). Этот период, выпавший на 1968-1971 годы, стал для Ватанабэ периодом взросления и выбора жизненного пути. Важно, что на время повествования Ватанабэ уже 37 лет. Стало быть, герой романа провел события прошлого через фильтры Времени и Опыта. Отсеялась «шелуха», и тон книги ровный, как у наблюдателя.
Место действия. Токио, а также менее известные города и области Японии. Упомянутые в романе места мне ни о чем не говорят, но, очевидно, что вызывают аллюзии у японского читателя.
Как, например, вызывают у нас аллюзии такие города, как Сочи, Магадан, Вологда или Питер.
Время действия. 1968-1971годы. Это период «шестидесятых», «свингующих шестидесятых». Время радикальных открытий и тенденций, сексуальной революции и студенческих бунтов, рок-музыки и хиппи. Молодежь стремилась быть «новой», современной. Надо учитывать особенность этого времени, когда читаешь роман. Особенно сцены про легкомысленный секс. Так, Ватанабэ чувствует себя опустошенным от ненужных мимолетных связей, но уступает моде.
Как мне рассказывала знакомая питерская «шестидесятница», будучи студенткой, она хотела казаться современной и потому заставляла себя курить. Ведь дымил весь Ленинградский университет! Девушку мутило и даже рвало, но так хотелось быть «современной - как все».
Пролог важен. Воспоминания начинаются с пролога (вступление, благодаря которому можно понять суть общей темы, смысл произведения). В качестве пролога - эпизод прогулки Ватанабэ с его любимой девушкой Наоко по поляне, их разговор об опасном «полевом колодце»
Поляна и колодец – символы-образы.
Поляна. В психологии поляна - символ «поля жизни» человека. То, как выглядит поляна, - показатель отношения человека к жизни. Ватанабэ описывает красивый, но бездушный пейзаж. Вероятно, это можно трактовать как общее положительное восприятие жизни, в том числе и к прошлому. Однако переживания тех лет перегорели в душе. Остывшие чувства как сгоревшая квартира в песне «Норвежский лес».
Колодец. В психологии колодец - образ шахты, ведущей в глубины бессознательного. Кстати, в сновидениях колодец тоже толкуется как окно в подсознание, в опасные уголки души.
Ватанабэ и Наоко бродят по тропинкам (символический выбор жизненного пути), и слова Наоко предсказывают читателю, как будут развиваться события: «…нельзя сходить с верной тропы. Не переживай. Тебе… нечего бояться. Ты передвигаешься кромешной ночью на ощупь и ни за что не провалишься в колодец. И пока я буду рядом с тобой – я тоже».
Основные персонажи
Ватанабэ – студент-филолог не престижного университета. Родом из простой не богатой, но и не бедной семьи. По вечерам подрабатывает то продавцом видеокассет, то официантом. Он старателен в учебе. Важная черта характера – самодостаточность. Ватанабэ мало поддается чуждым для него влияниям, хотя с вежливым вниманием относится к окружающим. Любит классическую музыку и европейские книги (Фитцджеральд, Апдайк).
Наоко – выпускница престижной школы «благородных девиц». Из богатой и, вероятно, знатной семьи. Девушка всего на полгода старше Ватанабэ, но уже пережила две трагедии: суицид старшей сестры, а также суицид друга и любимого. Возможно, у Наоко тоже плохая наследственность. Она очень красивая, как говорит влюбленный в нее Ватанабэ, - словно с древней гравюры.
Долгое время я полагала, что портреты на древних японских и китайских гравюрах стилизованы. Однако мне довелось воочию увидеть такой «живой портрет». В западной части города Ванкувера есть прекрасный Horseshoe Bay Park, но добраться туда можно только на пароме. А на пароме кого только не встретишь! От настоящего (в перьях) индейца до миллионера. На таком пароме я и увидела «живой портрет» с древней гравюры. Это была невероятно красивая женщина неопределенного возраста. Удлиненный овал лица, высокие брови дугой, тонкий нос и раскосые узкие глаза. Неподвижность фигуры и лица. Вокруг «портрета» сновала свита из нескольких девушек, которые были прекрасны, как девушки с восточных календарей. Но в сравнении с породистым «портретом» красавицы из свиты выглядели простыми служанками.
Мидори – студентка того же университета, что и Ватанабэ. Она дочь владельца небольшого книжного магазина. Родители девушки постарались дать ей хорошее образование в частной школе. Однако учеба в привилегированном заведении стала для Мидори испытанием, поскольку она чувствовала себя «белой вороной» на фоне богатых одноклассниц. Семейные беды также нелегкое испытание для девушки. Они отнимают много эмоциональных и физических сил. Мидори красивая, по натуре добрая и жизнерадостная. Для нее характерны самостоятельность, стойкость и открытость наряду со сдержанностью.
Нагасава – студент престижного университета, впоследствии сотрудник МИДа. Сын состоятельных родителей. Весьма вероятно (по отдельным штрихам), что Нагасава происходит из древнего рода. Он умен, хорошо воспитан, в нем есть природная властность. Люди им восхищаются, но сам Нагасава равнодушен к мнению людей. Он самодостаточен, любит классику и в музыке, и в литературе, то есть те произведения, ценность которых проверена временем. Юноша имеет большое количество мимолетных сексуальных связей, которые не приносят ему удовлетворения. В основе характера Нагасавы – индивидуализм и эгоизм.
Персонажи вспомогательные
Вспомогательные персонажи служат для раскрытия характеров основных героев.
Кидзуки – друг детства Ватанабэ и Наоко. Юношеский суицид Кидзуки оказал сильное воздействие на мировосприятие Ватанабэ и Наоко. На протяжении всего романа образ-лейтмотив Кидзуки нависает над героями, словно грозовое облако беды.
Штурмовик – сосед Ватанабэ по комнате в студенческом общежитии. Вероятно, он из провинции. Над правильностью и не современностью Штурмовика потешаются абсолютно все студенты. Так, Штурмовик делает утреннюю физзарядку, содержит в строгой чистоте комнату и вещи, отказывается от революционных собраний и секс-свобод. В принципах Штурмовика заложены простые жизненные правила, выработанные поколениями. В этом персонаже звучит мотив родительского дома. Поэтому Ватанабэ, хотя и посмеивается над соседом, уважает того и ценит.
Рейко – соседка Наоко по санаторию, профессиональный музыкант. У нее своя душевная травма, но коммуникативные способности остались на высоком уровне. Возможно, из-за того, что у Рейко есть якорь в жизни – музыка.
Хацуми – девушка Нагасавы. Умница и красавица. Принадлежит к кругу дочек мультимиллионеров («новые деньги»). Стержень духа в ней отсутствует.
Взаимоотношения основных героев.
Ватанабэ и Наоко. Ватанабэ влюблен в красивую и загадочную для него Наоко. Эта влюбленность далека от живой любви и тем более страсти. Она похожа на мальчишеские влюбленности в портреты старинных красавиц, в актрис или в молодых учительниц. Душевно нездоровая Наоко вообще любить не способна, хотя она часто рассказывает о своих чувствах к другу детства Кидзуки. Однако эти чувства далеки от взрослой любви. Наоко и Кидзуки психологически словно дети, прижавшиеся друг к другу во враждебном мире. Для устойчивости им нужен кто-то сильный и живой, и такой опорой для них становится Ватанабэ. Наоко и Кидзуки в стремлении выжить интуитивно тянутся к Ватанабэ, к человеку более низкого социального класса. Но душевное нездоровье обоих зашло слишком далеко и уже неизлечимо. Заканчивает жизнь суицидом Кидзуки, через три года - Наоко. Если вспомнить, что и старшая сестра Наоко, и Хацуми покончили с собой, кажется, что уж слишком много в книге самоубийств. Однако происходят-то все эти суициды в тесном мирке. Похоже, действует закон Будденброков, закон вырождения.
Закон Будденброков («Будденброки» – роман Томаса Манна) или закон вырождения, согласно которому род, в котором традиции и ценности идут наперекор реальности, вырождается к четвертому поколению, а затем гибнет. Действует закон природы «Старое должно умереть». В чем же спасение старых родов? В обновлении, во вливании свежей крови, в признании реальности.
Ватанабэ и Мидори. Несмотря на то, что в жизни этих ребят присутствуют сложности и даже трагедии, они стойко выдерживают тяжкие времена, воспринимают окружающий мир открыто и реалистично, даже с юмором. Ватанабэ и Мидори - люди одного класса и принципов, они находят друг в друге понимание и поддержку.
Ватанабэ и Нагасава. Разные по происхождению и жизненным принципам, но схожие по самодостаточности и силе духа. Только в юности могут возникать такие дружбы. Оба парня увлекаются настоящей литературой и настоящей музыкой. Им чуждо перед кем-то красоваться, быть элементом толпы и модных течений. Общим в натуре Ватанабэ и Нагасавы можно отметить и высокомерие по отношению к людям не их уровня, то есть, если они не уважают человека, то и не воспринимают того как личность. Особенно их легкомысленное пренебрежение проявляется в отношении к девушкам.
Основные выводы-посылы «Норвежского леса».
1.Все юношеские глупости-дурости быстро проходят.
2.Всякие революции (в том числе сексуальные и культурные) трансформируются в удобоваримые формы.
3.Состоятельный люд часто закостеневает духовно. И тогда, в соответствии с законом Будденброков, в их род приходит вырождение и гибель.
4.Жизнь продолжается теми, кто силен духом. В основном это простые люди (Ватанабэ и Мидори) и гибкая аристократия (Нагасава). Творческая прослойка (Рейко) неустойчива, все зависит от обстоятельств.
5. Не устарели за три тысячи лет слова Экклезиаста о круговороте земной жизни:
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев