Елена Титова
«И я не знаю, на земле ли я или инде был в те минуты, в которые показывал он мне разные свои и мною никогда еще не виданные вещи и инструменты. Прекрасные его разные микроскопы, о которых я до того времени и понятия не имел, приводили меня в восхищение, хрустальные призмы и другие оптические инструменты и делаемые ими эксперименты приводили меня в новые восторги и в удивление. Но восхищение, в какое приведен я был его камерою-обскурою, не в состоянии я уж никак описать».
Так описывает уникальный Андрей Тимофеевич Болотов свое знакомство с чудесами научными в лавке Кенигсберга в 1758 году. Напомню, что камера-обскура является прообразом, прототипом фотоаппарата. И цифрового тоже. К получению фотоснимка мгновенным щелчком смартфона люди пришли долгой и интересной дорогой, о которой редко кто знает. Впрочем, как и об историях других ныне привычных удобств. Сумеет ли нынешний «продвинутый чел» выкрутиться в замке короля Артура подобно марктвеновскому Янки? Весьма сомнительно.
Лет двести и даже сто назад фотографические снимки делались в основном в ателье. Требовалось сложное оборудование, нужны были профессиональные знания и навыки. К середине двадцатого века любительская фотография шагнула в массы. Однако все еще каждая фотография создавалась индивидуально в фотолаборатории (хотя бы и временной созданной в кладовке или в ванной). «Штучные» фотоснимки дарились только близким людям и часто сопровождались трогательными надписями.
Цифровая фотография дала быстроту и тираж, но старые технологии оставили за собой качество. На черно-белом снимке видны все оттенки и детали, создана цельная картина. Нынче делаются попытки раскрашивать старинные фотографии. Получается настолько вульгарно, что «сводит скулы».
Я люблю рассматривать фотографии прежних лет. В них – эпоха. Вот фотография 1948 года. Родители-студенты с друзьями. Летящие крепдешиновые девичьи платья, широченные штаны парней. Счастливые лица. В послевоенной эпохе было много трудностей, но вместе с тем были уверенность в будущем и открытость миру. А вот групповые семейные фотографии 19 века. В них строгая респектабельность, замкнутость семейного круга. Удивительно в этих старинных фотографиях то, что не только во взрослых, но и в каждом ребенке фотограф сумел «высветить» характер! Словно не фотография, а семейный портрет, выполненный талантливым художником.
С высоты времени каждая фотография может послужить сюжетом интереснейшего романа. Вот две девушки-сестренки радостно и кокетливо смотрят в объектив. Обе красотули в купальниках сидят на морском пляже. На снимке проставлена дата «14 июня 1941». Пройдет всего неделя и этот берег с белым песочком взрыхлят разрывы снарядов. Девушек ждут тяготы и ужасы войны. Одна из них по счастливой случайности избежит отправки в концлагерь. Другая уцелеет при ковровой бомбардировке Дрездена, и долгие годы запах жареного мяса будет напоминать ей руины горящего с людьми города. Судьба разбросает сестричек по континентам, только спустя десятилетия они встретятся.
Фотографии «на переломе судьбы» интересны. Однако фотографии «на переломе эпохи» захватывающе интересны. «Новое» побеждает «старое», а это «новое» несут-устанавливают люди наступающей эпохи. И на фотографиях «переломных» времен можно уловить отличие между людьми двух эпох.
Вот снимок с надписью «Ковно. Январь 1913». На нем трое молодых людей: два брата-офицера и красивая дама. Офицеры – специалисты по крепостям, оба служат в инженерных войсках. Один - в Ревельской крепости, другой – в Ковенской.
Российские крепости – потрясающая страница истории. На сегодня сохранились ли (хотя бы в чертежах) те удивительные изобретения-сооружения, созданные военными инженерами Николаевской Академии? Сами крепости представляют нынче лишь каменные постройки. Крепкий камень выдерживает даже невежество.
Ковенский офицер и его жена. В их лицах устоявшийся облик «старой» эпохи. В даме угадывается институтская пелеринка, в офицере – кадет, юнкер, выпускник Академии. Оба они словно еще из 19 века. Но «новое» наступает. Пройдет всего чуть более года, и разразится Первая мировая война. Защищая Киев, в 1915 году офицер скончается в госпитале. Останется в старой эпохе. Красивую даму жизнь заставит жить и вписаться в «новое». Будет она бороться за выживание, преподавать, поднимать детей. И на протяжении долгой жизни будет меняться ее облик на фотографиях. Он будет приближаться к современности.
Ревельский офицер к 1913 году имеет такую же биографию как брат. Однако облик у него совсем иной. Даже шинель похожа на кожанку. Нет и доли задумчивости, свойственной брату. Во взгляде цепкость и движение. Он готов к новой эпохе. Проживет этот Ревельский офицер очень долгую, активную и неординарную жизнь (сюжет для приключенческого романа). И будет в 1960-х похоронен при Храме Всех Русских Святых в составе Южноамериканской Епархии.
Рассматривать фотографии лучше всего в альбомах, в которых снимки располагаются по какой-либо системе. Словно читаешь книгу с иллюстрациями. Такой просмотр – пища для ума и для души. Сегодня, при торопливом и суетном ритме жизни, все реже встречаются в домах не только семейные фотоальбомы, но и печатные книги. Такое вот «обкрадывание» себя и потомков.
В то же время, ныне возникла и другая проблема. Когда фотография создается одним щелчком, когда не требуется сложного оборудования, когда не надо экономить пленку, то множество изображений заполоняют соцсети и личные смартфоны. Образуются кучи информационного мусора. Требуется уборка хлама и систематизация фотографий, которые действительно несут информацию. Но времени и желания, как и на всякую уборку, не хватает.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев