Очерки в 2х частях
Очерк№1 ДЫХАНИЕ ВОСТОКА И СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
Часть 1.
В феврале 2021 года мой муж Никита перенес офтальмологическую операцию. Клиника, которую он выбрал, находилась на северо-востоке Москвы, и добираться до окулистов надо было долго, через МКАД.
После одного из посещений клиники мы, как обычно, вызвали Яндекс-такси. Водитель был в возрасте и явно не местный. Есть люди такой внешности и на северном Кавказе и в Средней Азии. Во время поездки, когда таксист говорил с кем-то по телефону, по некоторым словам стало ясно – Средняя Азия.
Машину пожилой водитель вел медленно и с осторожностью. Он не включал магнитолу, и мы ехали в благодатной тиши. Стоял теплый для февраля день. Часом раньше прошел неожиданный снегопад, и дорога покрылась хлюпающей жижей. МКАД с обеих сторон был в дорожных пробках, и мы часа полтора тащились до поворота на свое Калужское шоссе. На Калужке ряды машин двигались вполне споро. И вот, наконец-то, поворот на Троицк!
Машина съехала с шумного шоссе и через сто метров свернула в городок. У водителя вырвался возглас удивления, и он спросил: «Что это?». Я взглянула его глазами на привычную улочку. Слева – заснеженные деревья, справа – аккуратный ряд двух-четырех этажных домов. Газоны и дорога сияют белоснежной чистотой, так припорошил их недавний снегопад. От уютной улицы исходит глубокая тишина и мирный покой. Даже машин на дороге нет. Возникло ощущение, что за три минуты мы очутились в другом мире. Такой резкий контраст с гулом и суетой шоссе, по которому ехали несколько минут назад!
Мы рассказали таксисту о том, что это старая часть Троицка – академгородок со многими НИИ. «А! Так вот почему вдоль шоссе такая большая охранная зона!» - сказал водитель. Он оказался очень наблюдательным!
«А кто же тогда вы? - окинул он нас любопытным взглядом, - ученые или, может, учителя?». Водитель произнес эти слова так, что мы ощутили, насколько исключительно высок статус учителя в его мировосприятии. И поднялась волна теплой симпатии к этому «неместному» пожилому человеку. Повеяло Востоком. Промелькнули в мыслях повести Чингиза Айтматова с их степным раздольем и древней мудростью.
«Нет, не учителя!» - ответил с улыбкой Никита и, рассчитываясь с таксистом, значительно округлил сумму. «У моей дочки завтра день рождения! – обрадовался водитель, - подарок куплю. И расскажу, где я побывал».
Я представила, какой замечательный рассказ услышит девочка от отца. Судя по возрасту и разговорному языку, наш таксист получил советское образование. Ему было знакомо имя Курчатова, были понятны термины физики. Такой контраст между пожилым таксистом и нынешними «манагерами»! Среднеазиатский мигрант для нас был «своим».
Часть 2.
Учитель. Этим словом называют в Евангелие Иисуса Христа, в Коране – пророка Мухаммеда. Каждый человек помнит своего Первого учителя в школе. Учителя и наставники дают нам знания и навыки, ведут нас по жизни и даже за ее пределами. Почтение к учителю – эта заповедь есть во всех религиях.
От учителя зависят судьбы отдельных людей и истории народов, а развитость педагогической деятельности влияет на статус государства.
Так, например, Пруссия в конце 18 века ввела обязательное (под страхом штрафов) государственное школьное образование с обеспечением жизни школьных учителей на законодательном уровне. И уже через несколько десятилетий королевство получило супер результат. К середине 19 века Пруссия в ходе австро-прусской войны объединила немецкие княжества в единое государство, и прусская столица Берлин стала столицей нового государства – Германской Империи. После победы прусской армии профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете: «Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского школьного учителя над австрийским школьным учителем». Эту фразу часто приписывают Бисмарку. На самом деле не он ее сказал, но, наверняка, одобрил.
О важной роли учителя в становлении государства писал В.И.Ленин:
«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». И в новом советском государстве народное образование стало иметь стратегическое значение.
Так же, как в предыдущем примере, такая политика дала быстрый результат. Советский народ в 1945 году победил фашизм во Второй мировой войне. А всего через 12 лет после разрушительной войны СССР первым начал освоение космоса, запустив в 1957 году первый в мире искусственный спутник Земли. А еще через 4 года, 12 апреля 1961 года, первый человек в мире совершил полет в космос. И это был советский человек – Юрий Алексеевич Гагарин!
«Космическую гонку Советский Союз выиграл за школьной партой». Президент Джон Кеннеди сам сказал эти слова или согласился с ними – об этом спорят историки. В любом случае эта фраза правдива.
Как известно победителям завидуют. О причинах распада (или развала?) государства СССР много написано статей, много «сломано копий».
В новом российском государстве озаботились войти на равных в глобальное сообщество, и народное образование стали перекраивать.
Учителя в этой «перекройке» сильно пострадали. Был нивелирован авторитет учителя, его статус. Преподавательскую деятельность перевели в разряд «товары и услуги». Учитель якобы обслуживает потребителей услуг — детей и их родителей. Профессию, от которой зависит не только судьба и развитие человека, но национальная безопасность и будущее страны, поставили на уровень лакейской работы. Не удивительно, что стало «модным» нахамить учителю, оскорбить его.
И так же, как в примерах с королевством Пруссия и государством СССР, результат последовал незамедлительно. Невежество, «дебилизация» накрыли молодежь и ужаснули гражданское общество России.
В настоящее время намечаются новые реформы в образовании. Настойчиво звучат голоса о возвращении традиционных российских принципов.
И начинать надо с возвращения высокого статуса великой профессии «Учитель».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4