5 июля 1879 года, сто сорок пять лет назад, в Варшаве, на территории Российской империи, родилась Ванда Ландовска, знаменитая клавесинистка и музыкальный критик, фигура знаковая в возрождении старинной музыки, о которой к тому времени уже изрядно забыли. Ее считали реинкарнацией Баха. Однажды на какое-то критическое замечание Пабло Казальса она ответила: «Вы играете Баха по-своему, а я так, как играл бы сам Бах».
Среди ее слушателей и почитателей граф Лев Толстой. Ландовска специально приезжала в Ясную Поляну, чтобы выступить перед великим писателем, но играла, по-видимому, всё-таки на рояле. «Я никогда не забуду дней, проведённых в доме Толстого, тех часов, когда играла для него. Он обожал музыку, умел восхищённо слушать. Играя, я наблюдала за этим светящимся старцем с седыми волосами, нежными и проницательными голубыми глазами. Я могла видеть – как бы отражённым в зеркале – то волнение, которое музыка вызывала в нём. Он упивался ею, погружался в неё. Он мурлыкал от удовольствия или же разражался заразительным смехом. Каждую пьесу он чувствовал с такой силой, что это придавало ему новую жизнь».
Альберт Швейцер, сам незаурядный органист, высоко ценил ее исполнение Баха, а Дягилева она настолько заразила музыкой барокко, что великий импресарио заказал Стравинскому балет «Пульчинелла» на темы Перголези. (Это сейчас мы знаем, что там был не один Перголези, но тогда, повторюсь, старинная музыка была еще terra incognita.) Однако Ландовска не только возвратила интерес к музыке барокко, но и сподвигла современников писать для клавесина: именно ей мы обязаны «Сельским концертом» Франсиса Пуленка, а также некоторыми страницами Мануэля де Фальи.
Война застала ее в предместье Парижа. Опасаясь из-за своей национальности преследования, Ванда Ландовска успела в сороковом перебраться через Португалию в США. Ее «Школа старинной музыки» в Сен-Лё-ла-Форе была разграблена и уничтожена. Исчезли инструменты, рукописи, книги…
Комментарии 5