Официальным сценаристом фильма считается Светлана Кармалита, но, разумеется, сценарий был написан совместно с её супругом, кинорежиссёром Алексеем Германом, который на «Ленфильме» был в вечной опале. Вот откуда внутреннее родство «Торпедоносцев» и созданного в следующем году германовского «Мой друг Иван Лапшин»! Светлана Кармалита вспоминала: «Тогда на «Ленфильме» практиковался «мозговой штурм». Режиссёр или сценарист просил своих друзей помочь: посмотри пробы, почитай сценарий, давай посоветуемся. Собирались в разном составе, неофициально, Илюша Авербах, Сеня Аранович, Соломон Шустер, мы с Германом. Так, решили обсудить с Арановичем сценарий «Торпедоносцы», который мы писали в надежде, что Лёше разрешат снимать. Герман всегда находил причины для сомнений, поэтому сказал: «Надо посоветоваться с Арановичем, он штурман, работал в Заполярье, всё это ему близко». Семёну сценарий очень понравился, и он сказал: «Лёша, ты же всё равно не будешь это делать. Отдай мне». И мы отдали.
Однажды Аранович заменил важную сцену на другую – написанную не нами. Лёша кричал. Сеня сломал нас железной логикой: «Я – режиссёр фильма, не лезьте».
Наши с Семёном Арановичем отношения – это часть огромной совместной жизни. Семён был человеком взрывоопасным по любому поводу. Весёлый, смешной, страстный, благородный. Мы очень любили его, высоко ценили, были близки. У них с Лёшей было много общего. И операторы были одни – Валерий Федосов и Владимир Ильин, лучшие мастера того времени.»
Снимали в Мурманске, в самый разгар развитого социализма и дефицита. Киногруппе приходилось выкручиваться. Чудеса изобретательности показывал большой любитель вкусно поесть Станислав Садальский. Он уже снялся в роли Кирпича в фильме тёзки Говорухина «Место встречи изменить нельзя» и его везде принимали за своего. Он устраивал импровизированный концерт в магазине и приносил на съёмочную площадку мешок рыбы из-под прилавка.
В 1984 году на XVII-м ВКФ в Киеве актёры Алексей Жарков и Родион Нахапетов, оператор Владимир Ильин, художник Исаак Каплан, и сценарист с режиссёром получили Серебряные медали им. Александра Довженко. Картина получила приз за лучший фильм военно-патриотической тематики, а через два года, в 1986-м – Государственную премию СССР.
Нет комментариев