(в продолжение предыдущей темы).
Мы с вами проследили, что в середине 20в. в Наватах было много фамилий и прозвищ татарского происходения.. Хотелось бы выяснить, как давно они появились? Для этого нужно заглянуть вглубь истории.Вот что нам говорит история в дошедших до нас источниках.
1)К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины.
— Гильом де Рубрук «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», 1253
2) 1267-1268 гг.
Роджер Бэкон, монах францисканского ордена, «удивительный доктор», писал в своём «Великом сочинении», характеризующем обитаемую часть земли : «К севе-ру же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более уда-лен от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, го-рода у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним при-дет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять за-боту о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так приня-то в этих местах. За ними к востоку живет некий народ, называемый мерду-им, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магом-ета.»
3)1549 г.
Австрийский политик и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, служивший и в Московии, издал в 1549 «Записки о Московии», в которых писал : «К вос-току и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По од-ним сведениям, они идолопоклонники, по другим — магометане. Они живут в сё-лах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются мясом зверей и и мёдом, богаты драгоценными мехами. Это очень сильные люди, ибо зачастую храбро отражают даже набеги татар ; почти все они пехотинцы, отличают-ся длинными луками и опытностью в стрельбе… Народ мордва живёт у Волги, ниже Нижнего Новгорода, на южном берегу. Они во всём похожи на черемисов, за исключением того, что дома встречаются у них чаще.»
4) 1564 г.
Итальянец Рафаэлло Барберини, путешественник, отметил : «Далее в верстах сто сорока за Нижним находится другая река, которая вливается здесь в Вол-гу, а течет с юга, и называется Сура, при устье которой стоит каменная кре-пость, именуемая Васильев Новгород. Неподалеку от этой реки находится тут ещё другая, именуемая также Малая Москва, которая течет с юга на восток и вливается в Оку, повыше города Муромы. На этом пространстве земли есть большие леса, обитаемые мордовскими племенами, имеющими свой язык, и ко-торые, частью идолопоклонники, частью же магометане. Народ дикий и воин-ственный; сражается пешим и вооружен луками и стрелами.»
5) 1591 г.
Английский дипломат, учёный Джилс Флетчер издал книгу «О государстве Рус-ском, или Образ правления Русского царя (обыкновенно называемого царём Московским)", в которой так отозвался о народах Среднего Поволжья : «Самы-ми грубыми и дикими почитаются татары мордовские, которые своими обы-чаями, так и странным образом жизни, отличаются от всех прочих.»
6) 1615 г.
Шведский дипломат Пётр Петрей первым в западно-европейской литературе дал чёткую и довольно точную локализацию этнической территории мордвы в своей «Истории о великом княжестве Московском» : «В 28 милях к западу от Нижнего Новгорода, где река Сура отделяет Россию от казанских татар, ве-ликий князь Василий выстроил на берегу этой реки, при слиянии её с Волгою, деревянный город с крепостью, от нападений и набегов казанских татар и дру-гих народов, и назвал его Василь. Между этими городами живут два народа : один называется верхняя черемиса, а другой мордва, отделяет же их друг от друга Волга, и они граничат с Нижегородским княжеством.»
И уточняет : «Княжество мордва тянется далеко на запад по реке Волге...». А описывая Волгу, он указывает на границу между мордвой и крымскими татара-ми : «Это река Волга протекает много больших городов, каковы : Тверь, Ка-шин, Холопий Город, Углич, Ярославль, Кострома, Галич, Муром и много дру-гих; потом течет в Нижний Новгород, после того поворачивает к югу, в Ва-сильев город, где мордовские татары отделяются от крымских...».
Он также характеризует недавнее прошлое и современное ему политическое сос-тояние мордовского народа : «В старину они подвластны были казанским та-тарам, но теперь платят дань московитянам разными мехами, какие есть там, например, рысьими, куньими, волчьими, беличьими и горностаевыми, однако ж не больше, сколько надумают сами, по доброй воле, потому что великий князь не хочет притеснять их, чтобы они не сговорились с другими татарскими князь-ями и не отпали от него, так как они сами могут выставить в поле 20 тысяч войска.»
К характеристике политической системы мордовского края примыкает описа-ние Петром Петреем воинских обычаев и традиций мордвы. Он пишет : «...Жен-щины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. Они приуча-ют к стрельбе и своих детей с измала, и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету. Когда идут на неприя-теля, вооружаются все, и мужчины, и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростию и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство».
Обратите внимание, что в заметках 13 - 17 веков упоминается, что мордва сарацины, магометане. Также говорится и о мордовских татарах.
В заметках о мордве 18и 19 веков подобных записей уже не имеется.
Проанализировав вышеупомянутую информацию можно сделать такой вывод.
Древняя Эрзя не была изолированной страной. Были торговые и военные связи с соседними народами, в том числе и с волжскими булгарами, которые потом стали татарами казанскими. Скорее всего первыми принесли ислам на мордовскую землю князья.Чтобы не отличаться от союзных булгар они принимали новую веру. И язык татарский старались изучать, т.к. он был языком воинских команд.Купцам тоже нужно было знать татарский язык. Это облегчало торговые операции с тюркскими народами, которые друг друга понимали без переводчика.
Князья и купцы были наиболее активной, пассионарной частью населения, поэтому даже среди татарской массы нижегородские татары сейчас выделяются как активные, предприимчивые, горячие..
Так был запущен процесс татаризации мордвы, прерванный взятием Казани И.Грозным.
Татарские историки термин "служилые татары" считают этническим термином.Но это не правильно. Служилым татарином считался человек из военного сословия , выполняющий обязанность нести военную службу, исповедующий исламскую религию. По этнической принадлежности он мог быть татарином, чувашином, марийцем, мордвином, хоть грузином-армянином. Главное он должен быть мусульманином.
Термин "мордва" в писцовых книгах также не является этнонимом. Он обозначал социальный статус. Мордвин должен был быть язычником, платить налог зерном , медом. Есть случаи, когда мордва сбегали из своих деревень. На освободившиеся угодья переселялись русские крестьяне, а село продолжало считаться мордовским.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
Остальные родовые земли Эрзя ...были забраны в царскую казну...И цари дарили эти земли в награду своим боярам...так были подарены земли где потом образовалось Языково,Озерки,Медяны итд итп....
Тогда настали другие правовые отношения и законы.
Другая администрация и территориальные отношения.
Но, я никак не могу найти в инете близкую копию летописи об этой битве. Выскакивает только "околоисторический материал". Если есть у вас летопись о пьянском побоище в русском переводе, а также информация о последующей карательной экспедиции Нижегородских князей, то выставите её, пожалуйста.
О летописях...они ,их оригиналы до 15 в.все уничтожены при якобы их упорядочивании при Е.второй в так называемые Сводные летописи!
В них многое уничтожено,исправлено,сделаны вставки...
Не было никаких татаромонгол!!!...дикое название!
Их выдумали первым... Марко Поло..затем Румбрук...была борьба княжеств между собой...и борьба религий...точнее высших клириков за влияние на Князей!
А Орда - это наёмники,причём мобильные...кавалерия! Орда-Арда...ардомо.
Кстати ...про сарацин!фантаст Румбрук про Турцию...там из десяти человек только один не сарацин!!!а все они армяне да греки!...каково!
Думаю, что многое, что нам пишут в исторических источниках.было на самом деле. Но интерпретация этих событий, по пожеланию правящего сословия в тот период, настолько извращена, что спустя несколько поколений люди начинают в это верить.Если эти люди не относятся к источнику критически, не обдумывая. Съедают все что им преподнесено.
но ведь дыма без огня не бывает.
Поэтому я и решил выставить тему про Пьянское Побоище, т.к. в своё время нашел в летописях явные противоречия в трактовке тех событий. На основании всяких фактов я составил своё непротиворечивое мнение о тех событиях. Я пришел к выводу, что победу в Пьянском Побоище одержали не татары (этнические), а мордва, в ...ЕщёСогласен с вами. Если история - это наука, то она должна отвечать на все исторические вопросы не противоречиво и согласно устоявшейся традиции. Когда встречаешь взаимоисключающие явления, якобы имевшие место в истории, тогда начинаешь сомневаться, а было ли это на самом деле. А если и было, то как оно было на самом деле
Думаю, что многое, что нам пишут в исторических источниках.было на самом деле. Но интерпретация этих событий, по пожеланию правящего сословия в тот период, настолько извращена, что спустя несколько поколений люди начинают в это верить.Если эти люди не относятся к источнику критически, не обдумывая. Съедают все что им преподнесено.
но ведь дыма без огня не бывает.
Поэтому я и решил выставить тему про Пьянское Побоище, т.к. в своё время нашел в летописях явные противоречия в трактовке тех событий. На основании всяких фактов я составил своё непротиворечивое мнение о тех событиях. Я пришел к выводу, что победу в Пьянском Побоище одержали не татары (этнические), а мордва, в основном наши предки. Жители Большацкого княжества.
Про сарацин, то это общепринятое параллельное название мусульман. На самом деле очень много этнических греков и армян приняли ислам из шкурнических интересов.
И такая же битва была на Куликов поле...где как на стороне Донского ,так и на стороне Мамая были русские люди и князья и простолюдины,так и т.н.татары и даже геннуэзкие пехотинцы!
Как и в Смутное время...дрались русские люди между собой...поляков в армии как лжеДмитрия 1 и 2...было минимум!не более 2000чел.
И в Кремле в осаде сидели русские люди...и изгнали их из кремля 4 ноября 1612г русские люди!
А свалили всю смуту на поляков!